Сны Лавкрафта
Язык Лавкрафта сдержан, скуп и не страдает разнообразием литературных красот. Кинг подарил миру кинематографа множество романов и готовых сценариев. А Лавкрафт подарил множество сюжетов. Создать из маленьких психоделических историй Лавкрафта полноценную киноленту, особенно с претензией на зрительский успех, очень трудно. Ведь писал автор в основном для себя. Поэтому его даже не всегда указывают в титрах как автора сюжета.
У Стюарта Гордона получилось играть с Лавкрафтом. В очень короткий срок, за маленькие деньги он снял лучшую экранизацию автора – фильм «Реаниматор», который имел серьезный финансовый успех, а позднее был признан одним из главнейших событий в жанре ужасов в восьмидесятых. Он открыл тайну идеальной экранизации произведений Лавкрафта. Она должна быть быстрой, недорогой и абсолютно безумной.
«Урод в замке» и «Урод в замке», снятые тем же режиссером, успеха не имели, так как отступали от обозначенной системы. Когда Гордон занялся продвижением сценария фильма «Дагон», то в его коммерческие способности в Америке уже не верили. Несколько лет он бегал от студии к студии, предлагая свой сценарий, но везде ему отказывали. Большим голливудским компаниям не нравилась нестандартность сценария: какие то рыбо-люди, морской бог, деревня, ритуалы, нет привычного для Голливуда счастливого конца. Кое с чем еще можно было смириться, но не с людьми-рыбами. Кто пойдет смотреть на этих чудищ, в которых необходимость отпала еще в пятидесятых. Но Гордон ничего менять не желал, отложив сценарий на пятнадцать лет, пока не нашел инвесторов в Испании. Это была большая удача для режиссера. В этой стране никакое безумство не примут в штыки. Испанские продюсеры приняли все идеи Гордона, и людей-рыб, и все остальное. Логично, что действие было перенесено в Испанию, а бюджет был невелик. Поэтому режиссер не смог блеснуть спецэффектами, а работать пришлось в сжатые сроки. Но, оказавшись в такой ситуации, режиссер оказался в своей тарелке. Ему удалось снять яркий и оригинальный жанровый фильм, который претендует на звание классики. По Лавкрафту давно не снимали ничего стильного и удачного.
Лучшее, что есть в этой картине, атмосфера навязчивого сна. Кажется, что главный герой спит и никак не может пробудиться, скрывается от чудовищ, и снова попадает в их лапы. Происходит то, что бывает только во сне. Пограничное состояние реальности и сны – удивительное достижение режиссера, соответствующее законам европейского кинематографа.
Сам Лавкрафт в течение всей жизни был в плену своих снов, которые часто нагнетали на него сильную депрессию. Его рассказы «Тень над Иннсмутом» и «Дагон» были написаны именно на волне одного из этих постоянно повторяющихся сновидений. Эти произведения Гордон объединил в своей ленте. Сны ожили. Среди холодных заплесневелых улочек маленького умирающего города, под непрекращающимся дождем, льющимся с густого свинцового неба, забытые людьми и проклятые Богом, последователи странного культа Дагона вершат свои ужасные жертвоприношения. Вязкость, гниль, слякоть, сырость ощущаются почти физически.
Все сделано изумительно. Хоть и недорого, зато с отменным вкусом. Эту картину нельзя забыть, в отличие от многочисленных подделок, как нельзя забыть дурной сон. Без обилия насилия, без излишне шокирующих кадров, на одном стиле, атмосфере и адекватной актерской игре из глубин подсознания выплывает корабль сна Лавкрафта, воскрешающий наши скрытые страхи перед глубинами моря и их обитателями. Фильм радует неприлизанностью, неожидонностями, неоднозначностью, отсутствием желания всем угодить и голливудского лоска. Фильм был успешен, конечно, не так, как американские ленты, но он оказался в разы лучше американских собратьев того же года.