Сухим из воды
Одной из любимых тем психологических триллеров является сбивание спеси с успешных людей. От интеллектуально-сдержанных опусов в роде «Телефонной будки» до высокохудожественных психологических эмоциональных триллеров, вроде «Игры». И даже социально-сатирические комедии, такие как «Кабельщик». Все они исследуют одно и то же – резкое и кардинальное перерождение одного человека, который переживает грандиозный «коллапс», который сначала вдавливает героя в самое дно жизни, а потом внезапно дарующий ему свет в конце тоннеля, если он, конечно, дойдет до конца. А результатом этой борьбы становится либо смерть, либо совершенный катарсис, который освобождает человека от всех пороков, корки быта, клеток огрубевшей души. Этакая инквизиция, которая сует еретика в костер. Только мучения здесь не физические, а глубоко нравственные.
Герой этой французской киноленты, как нам кажется, собирает самые сливки жизни. Ему в руки идет огромная финансовая империя. Со дня на день президент одной солидной корпорации подпишет указ, передав свой пост ему, Этьенну. Кроме того, у нашего героя крупные сбережения, великолепная машина, вилла на Лазурном берегу, яхта, любящая супруга… Все, о чем только может мечтать человек в его годы. Все идеально, но тут… Он встречает нечистого на руку и крайне назойливого старого друга, который втягивает Этьенна в такое болото, из которого практически невозможно выбраться.
Французские фильмы обычно тоньше, вкуснее и легче американских. Но французские триллеры, даже классические, неразрывно связаны с Голливудом. Это попросту не французский жанр, на него не хватает фантазии, как ни крути. Но часто перепевки голливудских мотивов звучат довольно профессионально, даже свежо.
В этом фильме показана вполне стандартная схема, которая опробована кинематографистами уже не единожды. Но на этот раз она обретает немного другой оттенок. Сыгранная Бенуа Мажимелем сомнительная личность, утопающая в своих же комплексах и неприятностях, вместо стандартного перерождения, получает шанс выйти сухим из воды. А у героя все будто получается само собой, поэтому после просмотра остается чувство двойной морали. Какой бы ты ни был сволочью, всегда найдется выход, благодаря которому ты сможешь сколь угодно долго наслаждаться своим сволочизмом. Режиссер-новичок Грегори Виньерон дает нам посочувствовать герою, пожалеть его, а потом все выворачивает наизнанку, демонстрируя, как легко зрители могут обманываться, какая гаденькая и мелочная душонка на самом деле бывает у симпатичных нам героев.
Да, в отличие от фильма Аллена, преступление героя не такое уж страшное, как и ожидающее его наказание. Но дело в том, что он просто бежит от проблем. Все они так и остаются нерешенными, а вместо решений проходит мгновенное чувство удовлетворения и облегчения. Да, он выбрался. Но только до того момента, когда снова придется финтить, откупаться, уворачиваться. Все это вместо того, чтобы изменить свое отношение к жизни, провести ремонт души, мозга, чувств, желаний. Вся накопившаяся в этом человеке дрянь просто перестанет его мучить, ведь все удачно обернулось. Врдяли за этим ощущением будет услышан слабенький голосок совести.
Герой до ужаса боится конкуренции, изображает из себя важную шишку, пыжится изо всех сил. До успеха осталась пара шагов, но он все так же дико осторожен и неуверен в себе, он больше всего на свете боится потерять престиж, все свои проблемы измеряет в денежном эквиваленте. Этьенн – лицемер и абсолютный эгоист, чьей главной задачей является прикрытие собственной задницы.
Этот фильм – клон, потерявший одну из хромосом, вследствие чего несет в себе совершенно иной посыл. Художественно он не дотягивает до идейных предшественников. Но за его циничную ухмылку деградирующему человечеству – 8 из 10.