Веселые гонки
Успех этого фильма стал для всех его создателей приятной неожиданностью. Тогда Хэла Нидэма никто не воспринимал всерьез. Ну, какая известная студия станет финансировать картину какого-то каскадера, тем более, когда проект едва ли тянет даже на категорию «Б». К тому же, Джерри Рид не привлекал продюсеров. Да и сама идея не очень грела кошельки киномагнатов. Я уверена, что, если бы сюжет этого фильма не попал однажды в руки Берта Рейнольдса, могло бы и не быть одного из культовых фильмов той эпохи.
Рейнольдс еще в пятидесятых сотрудничал с Нидэмом, когда оба они были в массовке, простыми каскадерами, чьих имен не было в титрах. Когда Рейнольдс прочел сценарий друга, то сам предложил на роль Бандита свою кандидатуру. У Нидэма появилась уверенность, смог договориться о съемках. Мне кажется, что после выхода готовой картины, все те, кто отказывался от этого «дурацкого сценария», не на шутку кусали локти. По кассовым сборам фильм занял второе место за год. Учитывая то, что первую строку занимали «Звездные войны», модно сказать, что это был настоящий триумф. Картина, поставленная как дорожная трюковая комедия, напрочь лишенная каких бы то ни было мыслей, дурацкая и простенькая, стала одной из самых кассовых комедий в истории, получила номинацию на «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», подняла на высокий уровень карьеру всех участников фильма, дала своему режиссеру пропуск в мир большого кино, а главное – стала одной из любимых во многих странах.
Зрители были буквально очарованы фильмом. Наверное, здесь не обошлось без магии. Как иначе объяснить, что такой простой фильм занял такие высокие позиции? И магия, действительно, была. Магия сюжета. Люди любят, когда его не обманывают, любят чувствовать себя умнее создателей картины. Нидэм не стал далеко ходить в поиске подходящего сюжета. Ведь зрители любят вестерны. И режиссер посадил привычных героев вестерна на стальных коней, пускает принципиального шерифа в погоню за благородным и обаятельным ковбоем и его приятелями.
В стиле ленты тоже есть своя магия. Он сугубо развлекательный, кто-то постоянно находится в погоне за кем-то, без остановок. Это самое главное, чтобы зритель не успевал опомниться, переключить свое внимание на что-то постороннее. И тогда дурацкая шуточка, подкинутая вовремя, вызовет дикий смех, потому что звучит в наиболее неподходящий для юмора момент. Такой эффект в полной мере работает. И какая кому разница, сколько в фильме сюжетных дырок, многочисленных ляпов и прочего, если действие не отпускает ни на миг. Используя этот стиль, режиссер нашел золотую жилу, он понял, что зритель желает не ломать голову, а просто наслаждаться приключенческой беготней на экране. Нидэм – хороший каскадер, он отлично запомнил эффект верно поставленного и вовремя совершенного трюка. И потом он не стремился рваться куда-то в драматизм, он продолжал снимать похожие, дурацкие но достаточно веселые комедии, имеющие успех. Рейнольдс же, снявшийся в «Смоки и Бандите», на ближайшие пять лет стал самым популярным голливудским актером. Но всплеск интереса зрителей к этому харизматичному и обаятельному Бандиту быстро закончился, потому что актер не привносил в свой образ ничего свежего, нового. Да и сам образ по своей сути был поверхностным.
В общем, режиссерам современности есть чему поучиться у этого фильма. Ведь его смотрят и любят уже много лет, несмотря на то, что по всем характеристикам это однодневная киношка. А современные сложные блокбастеры со звездами, экшном, спецэффектами, обычно забываются минуты через три после окончания просмотра. Итак, перед вами смешное, занимательное кассовое зрелище для тех, кто любит прокатиться с ветерком.