Бессмертный фильм
Этот фильм, без всяких «но», является одним из бессмертных шедевров кино в жанре фантастика. «Горец» обессмертил имя весьма тонкого и хорошего актера Кристофера Ламберта. Его теперь иначе как МакЛаудом и не называют. Да и режиссер фильма Рассел Малкэй до сих пор воспринимается нами только как «тот самый мужик, который снял «Горца»». Фильм стал культурным феноменом. Он породил три полноценных сиквела, потом сериал, несколько продолживших его полнометражек, четырнадцать книг, мультсериал, оперу, комиксы, игры и тьму тьмущую пародий, прочно заявил себя как массовый культ, создал свою локальную вселенную. «Горца» видели все. И всегда доводов «за» этот фильм будет в разы больше, чем «против». Против этой ленты только спецэффекты, которые с течением времени устаревают все сильнее, и на которые современные подростки фыркают, и специфическая затянутость, которая была привычной для почти всех медлительных фантастических лент восьмидесятых, в которых во главу стола еще не ставили экшн. Все остальное – «за». Умопомрачительно харизматичный герой, увлекательный сюжет, классные бои, реалистичные, а не такие, как в современных полицейских боевиках, тайна, которая покрывает существование бессмертного героя, который почти все видел и почти все знает.
МакЛауда можно назвать поистине полезным персонажем. Только он может рассказать истину о том, о чем остальные могут только строить предположения. Его опыт велик, в тысячи раз больше опыта любого простого человека. Он знает то, что никому другому знать не суждено. Этот факт делает образ горца до восторга привлекательным. Есть в бессмертии и свои минусы. Он обречен всегда быть одиноким, потому что не хочет всякий раз терять тех, кого любит. Плюс к тому, у него есть комплекс своей тайны личности, которая заставляет его время от времени официально умирать, а потом снова воскресать под другим именем и в другом месте. А еще за ним тянется вечный шлейф смертей. И он существует в вечном ожидании собственной гибели. Да и не может человек быть всегда один, это сведет с ума, поэтому он обязательно находит любовь, друзей, чтобы снова и снова терять. Горец – личность очень задумчивая, интересная, немного депрессивная и аутичная.
Большая доля привлекательности фильма заключена в отлично прописанном характере героя и во множестве домыслов, которыми каждый зритель этого героя окружает. Но нельзя не отдать должное и Кристоферу Ламберту, который этот характер воплотил с большой самоотдачей. Каждый эпизод сыгран им точно и лаконично. Его герой видит время совсем иначе, чем обычные люди, и он осознает это. Он хранит в памяти историю прошлых веков, сквозь них он пронес много жизненных драм и великую любовь. Кажется, что его лицо ничего не выражает, так как он все видел, все знает, ничто не становится для него неожиданностью. Кажется, что он бог. Но как же он устал! Подобранный актером депрессивный и холодный образ хорошо вплетается в канву не менее мрачного и холодного повествования, которое заметно опирается на традиции самого Ридли Скотта. Актер был настолько точен, что практически сросся со своей ролью.
В штатах «Горца» холодно приняли, его даже признали сомнительным достижением. Но свой успех он обрел в Европе, став культовым на родине лишь через несколько лет. И эта культовость поистине парадоксальна. Ведь все последующие фильмы о горце так же неуклонно проваливались в прокате, но это ничуть не мешало им становиться очень популярными в народе, а продюсеры продолжали вкладывать средства в новые продолжения. Я не знаю подобного феномена.
«Горца» можно считать фантастическим боевиком. Или фильмом про судьбу. Или религиозной притчей. Или философской фантастикой. Как бы то ни было, факт остается фактом: «Горец» - это несомненный феномен, необходимый, заметный фильм. Такой же бессмертный, как его главный герой.