Безупречная шизофрения
Про этот фильм я много слышала задолго до просмотра. И я села смотреть его, готовая увидеть зрелище изощренное, странное и явно взыскательное. В фильмах Кауфмана самое интересное – сюрпризы в сюжете. Ему, как никому другому, удается играть со зрителем, забавляться с его абсолютным непониманием происходящего и непредсказуемостью каждого следующего шага. В его фильмах весьма правомерен вопрос «ну и что дальше?». Сценарий предугадать крайне сложно. К каждому новому творению Кауфмана нужно адаптироваться по-новому, в них может случиться все, что угодно. Он – настоящий мастер парадоксальных головоломок и их сюрреалистического воплощения. Видимо, у него много помоев в голове. Остальные сценаристы просто пишут сценарии, оставляя помои при себе. А Кауфман посчитал, что помои могут чего-то стоить и выплеснул их на бумагу. А результат отдал старому другу Спайку Джонсу, который уже привык копаться в хитросплетениях Кауфмана. И тот не очень то и удивился. А просто взял и снял фильм. Фильм, который собрал неплохую кассу, целый ворох наград и настоящий фурор в среде кинокритиков. Сразу же все стали жалеть беднягу Чарли, который в таких мучениях вместе с покойным братом создавал такой шедевр.
Большая часть зрителей так и не поняла, что Кауфман попросту всех обманул. Именно своими помоями. Не было никакой задушевной беседы интеллектуала со зрителем. Напротив зрителя в кресле сидел довольно циничный, нахальный и даже задиристый тип, вовсю издевающийся, рассказав историю своих «трудных творческих поисков», которая от начала и до конца – абсолютный вымысел. А вы думали, что он будет изливать вам душу? Неужели не было понятно, что ничего правдивого и ординарного он не покажет? А созданная им из самого себя, окружающих людей какофония представляет из себя одну большую насмешку и мистификацию. Веселый, лживый, интриган, фальсификатор заставил критиков вертеться, как вошь на кончике булавки. Они стремились друг друга перещеголять в глубокомысленных изречениях и киношных терминах, зрителей – стыдливо опускать взгляды, не зная – хвалить или ругать то, от чего все в таком восторге, но чего они совсем не поняли, а киноакадемиков – потеть и мучаться – дать или не дать умнику Оскар. Но нет, Оскар не дали. Дали позже, когда Кауфман немного закутал свою шизофрению в тонкую романтичную вуаль.
Как вы уже поняли, о сюжете говорить нет никакого смысла. Он скачет по картинам, временам и историям столь же стремительно, как человеческая мысль. Он философичен настолько, насколько нужно, чтобы зритель поверил в его философичность. Он настолько правдив, насколько этого захотел сам Кауфман. А он, как и всегда, петляет, путает, выводит на финал, после которого возникает разумный вопрос – а что курит этот человек? Откуда при абсолютном голливудском кризисе идей, он находит такие чокнутые, но непременно классные и ни на что не похожие решения? Быть может, он настоящий гений, может – очень смелый человек, может – наркоман. А может, дело в хорошем агенте, которому с удивительной скоростью удается в трусливом и консервативном Голливуде пристроить всю ту наркоту, которую Кауфман выдает за свежие сценарии. И ведь к его сумасшествию привыкаешь!
А почему такие звезды как Стрип, Кейдж и Купер выбрали именно эти роли? Скорее всего, их привлекла возможность выплескивания своих собственных помоев в творчество. Больше всего радует роль Кейджа, которому нельзя не поверить. И Мэрил Стрип нашла себя в своей роли.
Бесспорно, к этой картине надо адаптироваться, как и ко всему, что творит этот сценарист. Советую вам принять правила игры, тогда фильм не покажется вам скучным, не увлекательным, малоинтересным. Отличный сюрреалистический аттракцион, ироничное издевательство, которое было удостоено гран-при жюри и Серебряного медведя в Берлине. В принципе, они и не знали, за что, но гран-при дали. За искусное и безупречное вранье Кауфмана.