Бессмысленная война
Существует такая крепость, которую никому отдавать не хочется. Страна, за которую будешь сражаться, несмотря ни на что. Просто потому, что иначе нельзя. Это твоя семья. За нее можно предать остальную страну, и такому предательству будет оправдание, если смотреть на него по-человечески. О войне можно снимать совершенно по-разному. Можно поделить на «плохих» и «хороших», разукрасить ее взрывами, наполнить волоокими персонажами и заставить их произносить громкие речи. Войну можно исследовать серьезно, постараться понять ее причины, узнать характеры солдат. Но на такой непростой путь способна малая часть смелых и беспристрастных кинематографистов. А еще есть фильмы, в которых война – этот только фон, на котором рассказывается определенная история. Через призму войны рассматриваются абсолютно посторонние проблемы.
Данная работа Канг Че-Гю явила собой синтез трех перечисленных направлений. Это серьезная исследовательская военная драма, отличающаяся потрясающей визуализацией и необычным взглядом на Корейскую войну. Режиссер смог совместить в картине и семейную драму, и грамотный экшн, и исторический экскурс, и даже политическую агитку. Все согласятся, что война – это двуличная и очень грязная вещь. Но сложнее всего судить о такой войне как Корейская. Даже если бы вы лично прошли через всю эту войну, то и тогда вам вряд ли удалось бы составить полноценную картину этой бойни. Главная причина тому заключается в том, что воевали между собой представители одной нации, что еще ужаснее. Нацизм и фашизм всеми осуждается, приоритеты уже расставлены, есть четкая и однознаяная схема. Но как снимать кино, как выкручиваться, кого выставлять врагом, если все перемешалось, как в кастрюле борща? Когда речь идет об одной нации, которая по какой-то нелепой, непонятной случайности разделилась на южных и северных? Как бы то ни было, будут затронуты чувства многих людей. Режиссер «38 параллели» постарался сделать все, чтобы его и его работу не обвинили в одностороннем мышлении или некорректности.
Нас учат мыслить широко. А вот непосредственные участники тех событий широко мыслить были не в состоянии. Когда тебя толпой гонят воевать, когда со всех сторон сыпется пропаганда, когда ты сам не понимаешь, за кого и за что, то широко мыслить ты не будешь. Если у тебя вообще будут силы о чем-то думать, то только о спасении себя и своих близких. Война – это вам не какой-то социальный эксперимент, она уничтожает справедливость и мораль, рушит все понятия нормальности. Но факт остается фактом: смерть, приказы, ненависть – все перестает быть важным, когда речь идет о спасении собственной семьи. И если свои стреляют по твоему брату, то ты повернешь оружие против своих. Об этом и говорит нам режиссер: семья – на первом плане. И два брата друг за друга готовы любому перегрызть горло.
А до них никому нет дела. Идет непонятная им война, война идеологий. Чуждая и чужая, не ими начатая, не ими законченная. В этой войне нечего завоевывать, ведь все и так своё. В этой войне приходится воевать с самим собой, преодолевая желание бросить оружие, или наоборот, стрелять по всем. Ведь все одинаковые, как свои, так и чужие. Да и чужих-то никаких нету. Для двух братьев эта война – непрерывное стремление спасти друг друга. Им плевать на военную честь. К этому режиссер неизменно приводит свои метания по фронтам войны. Нет, он не ищет правых и виноватых. Он не копается в истории, его интересует человек. Но иногда об этом трудно догадаться. На камеру несутся толпы озверевших статистов, смерть, кровь, оторванные конечности. Это же война. Жестоко, да. Но солдату никто не отвернет глаз на войне. Ему придется смотреть, у него нет выбора.
И этот фильм тяжело смотреть. Как трудно смотреть и любой другой фильм, в котором тебе лезут в душу. Но фильм сильный, к просмотру советую.