О копах, как они есть
Режиссера по имени Оливье Маршаль интересуют, пожалуй, только два вида героев: копы и бандиты. Это не удивляет, ведь сам он в течение двенадцати лет работал полицейским, а значит – видел достаточно, чтобы через много лет сесть в кресло режиссера и снимать о них кино. Имея богатый опыт общения и с копами, и с бандитами, он начал с недоступной для многих режиссеров своего жанра правдивостью и точностью воссоздавать образы, которые иногда создавали резкий контраст с видоизмененной реальностью жанровых образцов Голливуда, где самые сильные штампы. И эти живые, не штампованные, естественные характеры, многие из которых, возможно, имеют реальные прототипы, сделали Оливье классиком современного кино в криминальном жанре.
Его лента под названием «Набережная Орфевер, 36» была восемь раз номинирована на «Сезар», но не получила при этом ни одной награды, проиграв менее сильной и изобретательной, но намного более сентиментальной, корректной и запланировано фестивально-успешной истории любви эмигрантов из «Увертка». Но фильм Маршаля уверенно обошел ту подростковую притчу по широте и значимости поднимаемых вопросов, по верности канонам классических нуар-триллеров, по стильности, по простоте и изысканной скромности постановки, по влиянию на сознание зрителей, по убедительности перевоплощений актеров, по нужности и современности темы. Пожалуй, со времен «Леона» французская киноакадемия так не ошибалась.
Сюжет основан на случае, который произошел в реальном прошлом режиссера. Не обошлось без крайне банальных бытовых диалогов, но ведь дело-то в том, что только в переполненных пафосом боевиках Голливуда злодеи и герои произносят длинные речи. А в реальности они просто стреляют. Как здесь. Есть сокрушительное и постоянно попрание нашего чувства справедливости, но ведь не бывает так, чтобы герои не ошибались, а злодеи всегда несли справедливую кару. Есть рутина обычных дней полицейских, реальный драматизм. Череда напряженных, серых и тяжелых дней, которые копы проводят в мучительных раздумьях и поисках бандитов, угрызения совести, бессонные ночи, чувство одиночества.
Сначала мне показалось, что главное в фильме – это совместный поиск бандитов двумя находящимися в ссоре напарниками. Однако, вместо лихого боевика я увидела холодное и драматическое противостояние двух бывших друзей, которое стало еще более мучительным и тягостным от того, что оно - по одну сторону баррикад. Горько смотреть на то, как вместо того, чтобы заниматься делом, копы ругаются и грызутся между собой, пытаясь поделить награды, места и звания, делая друг на друга доносы, ведут расчетливую и старательную холодную войну.
В свой фильм режиссер позвал лучших французских актеров. Отой и Депардье сыграли ярко, выразительно, без единой помарки. Меня очень зацепила эта лента. Не только своим проникновенным саундтреком, медитативной атмосферой и бесшумной перестрелкой великих актеров, но и сквозившей идеей о том, что всемогущий рок рано или поздно расставит все на свои места. Не останется незамеченным ни один эксперимент над совестью, не останется безнаказанной ни одна смерть. Фильм, который стал одним из самых больших неудачников на премии «Сезар», успешно смог положить на лопатки голливудских коллег по жанру, а также сделать заявку через пару десятилетий называться классикой.