PRO+
Это сарыч кого-то убил
Неспешное по нынешним меркам начало двадцатого века на сельском юге Франции. Пропекаемый солнцем Прованс. Неторопливая, отлаженная и размеренная жизнь. И демонстративно праздная: деревенские мужчины либо пьют вино, либо катают каменные шары, либо делают то и другое одновременно. Даже внезапная смерть односельчанина не поколебала эту тягучую безмятежность, разве что крестьяне достали из сундуков выходные костюмы, ничуть, однако, не изменив своего по обыкновению приподнятого настроения.
В эту благодать возвращается из армии племянник местного "кулака" Сезара Субейрана. Накопленная в городе энергия и страстное желание разбогатеть побуждают Юголена заняться выращиванием гвоздик. Двадцать су, удачно вырученные за срезанный на пробу букет, разжигают коммерческий пыл предпринимателя. Дядя, мгновенно оценивший выгоду начинания, предлагает прикупить под гвоздичные угодья ближайший участок. Но его владелец на сделку с Субейранами соглашаться не желает, и словесная перепалка, вызывающая больше смеха, чем страха, заканчивается случайной гибелью несговорчивого соседа.
Убийство отнюдь не демонизирует жуликоватую парочку: Ив Монтан и Даниель Отей сохранили привлекательность своих героев и в подлости. Мерзавцы, но простодушны, соглашается и режиссер Клод Берри, не отказавшись от иронии и шуток даже в сцене похорон погибшего крестьянина.
Освободившийся участок не достается хитрецам, его занимает наследник - Жан Кодоре по прозвищу де Флоретт. Чудаковатый горбун и широкоплечий здоровяк, начитанный мечтатель и неутомимый труженик, он неумело, но старательно начинает осваивать крестьянскую долю. С характерной неуклюжестью Жерара Депардье, не замечая насмешек, горожанин и чужак в деревне, он машет косой, как дубинкой. "Помидоры посадил на северной стороне, лук посадил вокруг оливок, картофель не закопал, но присыпал пылью - вот глупец!.." - ехидно потешается Сезар, успокаивая себя и нетерпеливого племянника обещанием скорого и неминуемого разорения некстати объявившегося конкурента.
А картофель-то вырос у горбуна на зависть, и куркулям становится не до смеха. Потому что в плане у де Флоретта не чудо-картофель, а кроличья ферма. Дядя с племянником понимают, что без устали возделывающий свой участок чистюля-горожанин своего добьется, а вот с собственной мечтой о гвоздичном богатстве придется распрощаться.
В благодатном Провансе всё радует крестьянскую душу - щедрое солнце, плодородная почва - вот только дождей мало. А порой совсем нет. Нет и нет. И неутомимый труд Жана, его жены и дочери оказывается напрасным: без влаги гибнет урожай, и обреченный Кодоре в ярости грозит кулаком небесам.
Гнев богов и расчетливые козни погубили и мечту горбатого добряка, и его самого. Маленькой Манон становится понятными причина и виновники гибели обожаемого отца, а ее отчаянный крик кривляющиеся Суберайны принимают за предсмертный плач убиваемой сарычем птицы.
Трагическая развязка истории о подлости и любви, мечте и крахе, преданности и алчности, неустанном труде и жгущей зависти не вызывает ощущения безысходности: покидая родительский дом, Манон прячет большой дверной ключ на груди.
Запоминающиеся операторские планы французских Альп, великолепная игра великих актеров, глубокий психологизм и реализм режиссерского замысла безупречно сохраняют и передают атмосферу минувшего времени. Фильм, в котором по современным меркам, только один спецэффект - взрыв, погубивший главного героя, и сам взрывает однообразную череду киноклонов.
В эту благодать возвращается из армии племянник местного "кулака" Сезара Субейрана. Накопленная в городе энергия и страстное желание разбогатеть побуждают Юголена заняться выращиванием гвоздик. Двадцать су, удачно вырученные за срезанный на пробу букет, разжигают коммерческий пыл предпринимателя. Дядя, мгновенно оценивший выгоду начинания, предлагает прикупить под гвоздичные угодья ближайший участок. Но его владелец на сделку с Субейранами соглашаться не желает, и словесная перепалка, вызывающая больше смеха, чем страха, заканчивается случайной гибелью несговорчивого соседа.
Убийство отнюдь не демонизирует жуликоватую парочку: Ив Монтан и Даниель Отей сохранили привлекательность своих героев и в подлости. Мерзавцы, но простодушны, соглашается и режиссер Клод Берри, не отказавшись от иронии и шуток даже в сцене похорон погибшего крестьянина.
Освободившийся участок не достается хитрецам, его занимает наследник - Жан Кодоре по прозвищу де Флоретт. Чудаковатый горбун и широкоплечий здоровяк, начитанный мечтатель и неутомимый труженик, он неумело, но старательно начинает осваивать крестьянскую долю. С характерной неуклюжестью Жерара Депардье, не замечая насмешек, горожанин и чужак в деревне, он машет косой, как дубинкой. "Помидоры посадил на северной стороне, лук посадил вокруг оливок, картофель не закопал, но присыпал пылью - вот глупец!.." - ехидно потешается Сезар, успокаивая себя и нетерпеливого племянника обещанием скорого и неминуемого разорения некстати объявившегося конкурента.
А картофель-то вырос у горбуна на зависть, и куркулям становится не до смеха. Потому что в плане у де Флоретта не чудо-картофель, а кроличья ферма. Дядя с племянником понимают, что без устали возделывающий свой участок чистюля-горожанин своего добьется, а вот с собственной мечтой о гвоздичном богатстве придется распрощаться.
В благодатном Провансе всё радует крестьянскую душу - щедрое солнце, плодородная почва - вот только дождей мало. А порой совсем нет. Нет и нет. И неутомимый труд Жана, его жены и дочери оказывается напрасным: без влаги гибнет урожай, и обреченный Кодоре в ярости грозит кулаком небесам.
Гнев богов и расчетливые козни погубили и мечту горбатого добряка, и его самого. Маленькой Манон становится понятными причина и виновники гибели обожаемого отца, а ее отчаянный крик кривляющиеся Суберайны принимают за предсмертный плач убиваемой сарычем птицы.
Трагическая развязка истории о подлости и любви, мечте и крахе, преданности и алчности, неустанном труде и жгущей зависти не вызывает ощущения безысходности: покидая родительский дом, Манон прячет большой дверной ключ на груди.
Запоминающиеся операторские планы французских Альп, великолепная игра великих актеров, глубокий психологизм и реализм режиссерского замысла безупречно сохраняют и передают атмосферу минувшего времени. Фильм, в котором по современным меркам, только один спецэффект - взрыв, погубивший главного героя, и сам взрывает однообразную череду киноклонов.