Шпионско-приключенческая комедия. Сергей Кудрявцев
Французское название «La totale!» можно переводить по-разному: «Одни напасти!», «Полный финиш!», наконец, «Тотальная слежка». Кроме шпиономании, известный комедийный режиссёр Клод Зиди решил высмеять супружескую подозрительность и страсть к тайным романтическим приключениям вне брака. Ведь герой фильма Франсуа Вуазен (кстати, его фамилия означает «сосед») вынужден скрывать от жены, родных и друзей, что давно работает отнюдь не телефонным мастером, а шпионом, который выполняет разные задания по подслушиванию или предотвращению террористических актов, поиску агентов соперничающих спецслужб. А Элен, свыкшись с ролью терпеливой жены и не вникая в причины внезапных отсутствий мужа, однажды поддаётся ухаживаниям жалкого ловеласа, который выдаёт себя… за шпиона. Таким образом, семейные и шпионские эскапады завязываются в тесном переплёте, из которого вовсе не просто выбраться.
Возможно, кому-то недостанет эксцентрики, сумасбродности, даже идиотизма ранних работ Зиди. Пожалуй, он уступит по занимательности, эффектности сцен погонь и невероятных трюков своему коллеге Жан-Мари Пуаре («Операция «Тушёнка»). А в американском римейке «Правдивая ложь» Джеймса Кэмерона был сделан явный крен в сторону иронического боевика. В то время как Клод Зиди, прежний неуправляемый «смешильщик», наслушавшись упрёков критиков в «механистическом юморе», был склонен, начиная с ленты «Продажные», комически обыгрывать не столько ситуации, сколько по-человечески привлекательные характеры обыкновенных французов, попавших в эти смешные положения. С возрастом (постановщик почти достиг шестидесятилетнего рубежа) он начал ценить не типажи и комические маски, а живые индивидуальности, жизнерадостный галльский юмор, умение не унывать в житейских перипетиях.
Конечно, комичны излишние подозрения Франсуа по поводу измены жены, а также мечтания Элен о жизни, полной необычных ощущений. Но ни «синица в руках», ни «журавль в небе» не могут дать личного человеческого счастья, супружеского взаимопонимания, семейного благополучия. Как это ни странно, в довольно забавной истории, которая язвительно намекает на схожесть иллюзий и разочарований якобы героического мира шпионов и как бы обыденного существования в тесном фамильно-дружеском кругу (они вполне могут меняться местами!), Клод Зиди развил собственные поиски не только в области трагикомедии или бытовой комедии, а ещё и в жанре драмы о взаимоотношениях мужчины и женщины, чем прежде удивил в картине «Двое».
В «Тотальной слежке» муж и жена оказываются в состоянии тотальной слежки, будто по разную сторону шпионских баррикад, в противоположных лагерях. И лишь в критических условиях между жизнью и смертью, а отнюдь не в своей удобной квартире, за торжественным столом по случаю дня рождения, могут, наконец-то, выяснить, что по-прежнему нуждаются друг в друге, взаимно любят, искренне привязаны к семье, родственны если не во всём, то во многом. Они уже неотделимы — но для этого надо испытать угрозу потери, более того, опасно рисковать собой.
Зиди, разумеется, слегка иронизирует над сентиментальным финалом «Никиты» Люка Бессона, где крутая шпионка отказывается от громкой славы «Джеймса Бонда в юбке» ради любви к близкому человеку, не догадывающемуся о роде её занятий. Но с улыбкой на лице постановщик «Тотальной слежки» отстаивает, по сути, те же человеческие ценности, которые помогают людям противостоять и унифицирующей системе, и скучному, размеренному существованию. Просто теперь его герои иначе (не столь гэгово) творят для себя праздник жизни — полнокровно, всеобъемлюще, тотально переживая всё, что выпадает на их долю. Они живут во всю прыть.
1992/1997
Возможно, кому-то недостанет эксцентрики, сумасбродности, даже идиотизма ранних работ Зиди. Пожалуй, он уступит по занимательности, эффектности сцен погонь и невероятных трюков своему коллеге Жан-Мари Пуаре («Операция «Тушёнка»). А в американском римейке «Правдивая ложь» Джеймса Кэмерона был сделан явный крен в сторону иронического боевика. В то время как Клод Зиди, прежний неуправляемый «смешильщик», наслушавшись упрёков критиков в «механистическом юморе», был склонен, начиная с ленты «Продажные», комически обыгрывать не столько ситуации, сколько по-человечески привлекательные характеры обыкновенных французов, попавших в эти смешные положения. С возрастом (постановщик почти достиг шестидесятилетнего рубежа) он начал ценить не типажи и комические маски, а живые индивидуальности, жизнерадостный галльский юмор, умение не унывать в житейских перипетиях.
Конечно, комичны излишние подозрения Франсуа по поводу измены жены, а также мечтания Элен о жизни, полной необычных ощущений. Но ни «синица в руках», ни «журавль в небе» не могут дать личного человеческого счастья, супружеского взаимопонимания, семейного благополучия. Как это ни странно, в довольно забавной истории, которая язвительно намекает на схожесть иллюзий и разочарований якобы героического мира шпионов и как бы обыденного существования в тесном фамильно-дружеском кругу (они вполне могут меняться местами!), Клод Зиди развил собственные поиски не только в области трагикомедии или бытовой комедии, а ещё и в жанре драмы о взаимоотношениях мужчины и женщины, чем прежде удивил в картине «Двое».
В «Тотальной слежке» муж и жена оказываются в состоянии тотальной слежки, будто по разную сторону шпионских баррикад, в противоположных лагерях. И лишь в критических условиях между жизнью и смертью, а отнюдь не в своей удобной квартире, за торжественным столом по случаю дня рождения, могут, наконец-то, выяснить, что по-прежнему нуждаются друг в друге, взаимно любят, искренне привязаны к семье, родственны если не во всём, то во многом. Они уже неотделимы — но для этого надо испытать угрозу потери, более того, опасно рисковать собой.
Зиди, разумеется, слегка иронизирует над сентиментальным финалом «Никиты» Люка Бессона, где крутая шпионка отказывается от громкой славы «Джеймса Бонда в юбке» ради любви к близкому человеку, не догадывающемуся о роде её занятий. Но с улыбкой на лице постановщик «Тотальной слежки» отстаивает, по сути, те же человеческие ценности, которые помогают людям противостоять и унифицирующей системе, и скучному, размеренному существованию. Просто теперь его герои иначе (не столь гэгово) творят для себя праздник жизни — полнокровно, всеобъемлюще, тотально переживая всё, что выпадает на их долю. Они живут во всю прыть.
1992/1997