PRO+
Наш флот всегда молодец
Сериал «Конвой PQ-17» - новая экранизация романа Валентина Пикуля, автора суперпопулярных в советское время произведений на военно-морскую тематику. Книги Пикуля взахлеб читались, настолько динамично, зажигательно, интересно и смело в оригинальности подачи исторического материала они были написаны.
Можно предположить, что и кинофильм, снятый по бестселлеру, будет воспринят зрителем также, просмотр будет на одном дыхании, увлекательным и впечатляющим. Однако это не совсем так. Конечно, субъективность оценки присутствует, и все же, попробуем объективно взглянуть на очередное произведение киноиндустрии.
Автор романов очень смело и свободно обращался с исторической правдой, изменяя события и исторические лица по ходу сюжета, что-то подобное происходит и в сериале «Конвой PQ-17». Действие картины разворачивается во время 2-ой Мировой. Английские союзники оставляют без конвоя караван судов, перевозивший в Архангельск грузы "Ленд-лиза (это сотни единиц боевой техники). Целью англичан было выманить в море немецкий линкор "Тирпиц" - суперсудно, на которое они давно охотились. Однако, есть другая версия, что действия союзников были направлены на подрыв репутации СССР, не способного в целости и сохранности доставить груз к месту назначения.
Здесь прослеживается свойственная для всех произведений Пикуля идея о том, что союзники по своей сути были не союзниками, а лишь мешали, и даже были способны нанести удар в спину. По сюжету в результате действий англичан погиб почти весь конвой.
Линкор "Тирпиц", который фигурирует в сериале, подбил торпедой советский подводник Лунин. Его роль исполнил великолепный актер Андрей Мерзликин, сыгравший чуть ли не решающую роль в успешности сериала. На примере яркого образа моряка Лунина можно проследить еще одну черту, характерную для произведений Пикуля - смысл ее: "наш флот всегда молодец", что в принципе понятно, ведь Валентин Пикуль - сам бывший моряк.
Слишком очевидно и немного абсурдно и театрально звучит, что армия может и подкачать, а вот флот - всегда на высоте. И наконец, третий момент, всегда четко выраженный в творчестве Пикуля - о том, что враги СССР в войне, то есть немцы, всегда подлые, подобные лютому зверю, также прослеживается на протяжении сериала «Конвой PQ-17». Основные идеи фильма, идущие еще со страниц произведений писателя, очень спорны, в настоящее время не совсем объективны с точки зрения исторической правды.
Убедительности картине не добавляют и кадры кинохроники, вмонтированные по ходу сюжета. В целом фильм воспринимается не как единое гармоничное динамичное целое, а как нечто собранное из кусков, фактов и диалогов действующих лиц.
Авторы фильма для создания художественной картинки вводят несколько новых персонажей, которые, кстати, неплохо получились. Это женские образы Кати, тети Паши, а также Сасаныча.
В минус картине можно поставить неправильную подачу образа простого американского матроса Брэнгвина. Этот персонаж является одним из самых значительных и запоминающихся в романе. По сюжету Пикуля этот герой добровольцем идет доставить русским танки, с чем он и доходит до Архангельска, по-нашему, по-русски обмывает полученную медаль "За отвагу", а затем геройски погибает. Поистине "наш Брэнгвин" в сериале получился совсем не такой. Нельзя назвать удачной и роль немецкого подводника Зиггерса.
После просмотра сериала не возникает ощущение негатива, но и чем-то выдающимся, особо запоминающимся он не стал, аплодисментов заслуживает разве что игра Мерзликина и сцена с молодыми матросами во время бомбежки.