PRO+
«Мгновения», прошедшие сквозь время
«Семнадцать мгновений весны». Да тут и много говорить не нужно, ведь это легендарный сериал, который поселился в душе народа и останется там навсегда.
Если вы спросите, какой русский сериал заслуживает высшей оценки, я скажу: «Семнадцать мгновений весны». Естественно, это можно сказать только о полной чёрно-белой версии.
И чем же эта картина берёт? Что такого в это расхаживающем туда-сюда Штирлице в безупречном эсесовском наряде? Что особенного в таких же строгих и безукоризненных однопартийцах, в их вечных беседах о политике? Картина внешне напоминает документальное кино (именно поэтому я делаю акцент на том, что «раскрашивать» его не стоило).
Сюжет разворачивается так медленно и размеренно, что можно задремать. Нет хлёстких цепляющих кадров, нет острого сюжета.
Но всё же если спросите, какой из русских сериалов самый лучший, ответ будет тем же.
Главный плюс сериала и состоит в том, что в нём не бегают, как заполошные, как это принято в многосерийных картинах. Создатели этого сериала отбросили всю внешнюю шелуху, поэтому многим он и не нравится, потому что слишком уж скучен и неинтересен на первый взгляд. Это фильм, в котором не нужно просто переживать за жизни героев, здесь нужно думать и углубляться, искать смысл. Одним словом, это кино для взрослых, то есть мудрых.
Создатели сериала молодцы, потому что в немецком генерале – попутчике Штирлица – собрали образ настоящего врага, реального, а не такого глупого и слабого, каким показывают фашистов современные кинематографисты. В этом и состоит его ценность: он показывает, как трудно было советским воинам справиться с таким врагом, но всё же они ведь это сделали!
Отдельный разговор – это музыка, сопровождающая сериал. Просто язык не поворачивается назвать её новомодным словом «саундтрек», как мы обычно говорим о музыке из современного кино. Потрясающий композитор Таривердиев, на счету которого мелодии их «Иронии судьбы», поработал и над «Мгновениями» на славу. А песня Иосифа Кобзона и подавно у всех на слуху. Она действительно как нельзя лучше отражает сущность сериала.
В наши дни такое кино уже не снимают. Неплохо можно отозваться, наверное, только о поствоенном сериале «Ликвидации» и о приквеле описываемого мной сериала – картине «Исаев».
И напоследок хочу ещё раз посоветовать смотреть эту картину в старом добром монохроме, чтобы не упустить возможность до конца погрузиться в атмосферу фильма.