- А где Коля? - Да он покурить вышел...
Механическая сюита — комедия чистой воды. Даже, я бы сказала, с элементами черного юмора. Вы только представьте: двое работников завода едут в богом забытое село под Питер, чтобы доставить оттуда погибшего при случайных обстоятельствах своего коллегу. Естественно, ехать как-то не хочется, но что делать. Разумеется, по дороге они выпивают энное количество спиртного, и прибытие на место ознаменовывается знакомством с прекрасной библиотекаршей. Командировочные, предназначенные для вывоза трупа в Москву, понятное дело, исчезают. И тут начинается самое интересное.
Первые минут 15-20 я смотрела на весь этот алкогольный угар с изрядной долей скептицизма. Уже даже намеревалась выключить. Но тут герой Пореченкова зашел в морг забирать труп, и началось... Мертвец был выменян на часы, одет по последней моде и депортирован в поезд под видом перепившего маргинала. Сельский выговор и прочие атрибуты 90-х соблюдены, даже сельпошные магазинчики. Помню такие из своего детства.
Наши незадачливые коллеги положили брата по несчастью на полку и тем временем ушли пить пиво. В купе бочком заходит шибко стеснительный молодой человек. По виду его понятно, что в чемоданчике то ли деньги, то ли оружие, то ли наркотики. Руки потеют, дрожат, прячут чемоданчик от глаз подальше и роняют труп, уютно лежащий на полке. Мертвый гражданин совершает сальто мортале с переворотом, и естественно, бедолага решает, что совершил убийство. Недолго думая, он выбрасывает труп в окно.
На этом самом месте я хохотала уже в голос. Вот вам и черный юмор. Бедный мертвец (простите за тавтологию).
Причем кино удивило в хорошем смысле, подняв вопрос того, насколько все причудливо переплетается в жизни. Абсолютно незнакомые люди становятся вдруг частью общего дела, замысла. Цепочка событий тянется и тянется. А все началось с того, что двое придурков засунули труп в купе поезда. В итоге сие действие ломает жизнь машинисту Виктору и даже, не побоюсь этого слова, приводит его к импотенции! Горе-следователь буквально за три дня принимает решение жениться на практически неизвестной ему даме и падает в омут несчастья, застав ее в кровати с другим. Фильм о том, как люди иногда переоценивают собственную значимость, собственную роль в тех или иных событиях, и таким образом, не в состоянии увидеть целостную картину произошедшего.
Честно сказать, в Механической сюите поднимается и серьезная тема — кто такой друг и для чего он нужен. Только лишь для того, чтобы твою пятую точку из переделок вытаскивать? Герой Пореченкова — весьма приземленный циничный человек, хитрый и не слишком симпатичный. Вот он может бросить друга в беде. В конце концов он все же возвращается — наверно, что-то понял для себя. Про дружбу.