Это только сон. Открой глаза
Открой глаза — вторая работа чилийского режиссера Алехандро Аменабара. Хотя вообще-то можно считать испанского, потому как его семья эмигрировала в Испанию, когда Алехандро был год от роду. Испанское кино всегда необычное, всегда остро индивидуальное, всегда имеет свою собственную точку зрения на события и ситуации. Я бы сравнила его с корейским кинематографом, до того оно самобытное. Испанское кино не достигло высот на мировом уровне, самые яркие режиссеры за всю его историю — Луис Бунюэль, Педро Альмодовар, и, конечно же, Алехандро Аменабар.
Признаться честно, Открой Глаза я смотрела не без доли предвзятости, ибо уже видела голливудский римейк с Томом Крузом — «Ванильное небо». Причем Небо я лицезрела году этак в 2003, а Открой глаза — только сейчас. Может, на моем восприятии сказалось взросление, а может, впечатления от творения Кэмерона Кроу (режиссера римейка).
Итак, молодой наследник-красавчик Сезар ведет беззаботную жизнь разгильдяя, меняет женщин как перчатки, весьма неуважительно обходится с лучшим другом, да и вообще не отягощает себя морально-нравственными нормами. Очень и очень неприятный персонаж этот Сезар.
На день рождения к нему приходит его лучший друг с новой девушкой, и, разумеется, красавчику очень хочется пополнить ею свою коллекцию использованных барышень. Тем более что утром он уже избавился от одной мадам, которая на поверку оказалась несколько более назойливой, чем казанова мог себе представить. Она чуть ли не следит за ним и всячески пытается снова уложить его хотя бы в койку, не говоря уже о большем. Эта девушка (зовут ее Нурия) даже заявляется без приглашения на праздник Сезара, и уже там поедает его глазами.
А потенциальная пассия — София — тем временем попивает что-то алкогольное на диванчике с Сезаром, забыв про своего спутника. Но в принципе красавчику не удается выполнить свой дневной план, и он уже всерьез заинтересовался девушкой. Они всю ночь мило болтают, а утром незадачливого дон жуана поджидает та самая обиженная Нурия, подвозит его домой и устраивает аварию, выехав в кювет.
Сезар просыпается с изуродованным лицом, которое теперь станет его вечным кошмаром. Естественно, София его не очень-то жаждет видеть, друг Пилайо не горит желанием общаться, и герою кажется, что жизнь окончена. Если смотреть на это терминами восточной философии, все становится ясно — Сезар слишком долго и явно пользовался другими людьми, причем делал это с жестоким удовольствием, и теперь наступила расплата. Он показывает себя во всей красе, показывает свою суть — капризный себялюбивый эгоист. До аварии эти качества в нем скрашивало хотя бы смазливое личико, а теперь его нет, маски нет. Точнее, маска-то как раз есть, но уродливая.
В некоторые моменты все становится другим — София говорит, что любит, и врачи даже сделали операцию, вернули Сезару его красивое лицо, и жизнь налаживается... Но через 10 минут он снова одинокий урод, убивший свою девушку. Так какая из жизней настоящая? Что произошло с ним на самом деле?
Идея прекрасная. Название фильма как нельзя точнее отражает суть. Задумайтесь, пока еще есть время — откройте глаза. Что делаете вы каждый день? Может ли подобное случиться с вами? Ведь, если смотреть в корень, не поступи герой так отвратительно с той девушкой, она бы не убила его и себя заодно. Не будь он столь эгоистичным и мерзким, не отвернулся бы от него друг. Все взаимосвязано.
К сожалению, впечатления от Ванильного неба все же не дали мне увидеть Открой глаза без некого предубеждения, без сравнения, без памяти о том, что было в том кино. Римейк, честно сказать, понравился мне больше, но, с другой стороны, мне всегда нравится версия, которую я увидела/услышала первой. Просто в фильме Аменабара главный герой не вызвал, кроме отвращения, ничего. А в работе Кроу он вызывает сочувствие, даже не знаю, по какой причине. В любом случае, стоит смотреть оба фильма. А пока — открой глаза.