Немецкий взгляд на послевоенное время
Побег из ГУЛАГа — второй и последний на данный момент фильм Харди Мартинса. Что примечательно, он и режиссер, и продюсер обоих фильмов. А в Побеге из ГУЛАГа он еще и сценарист.
Немецкий заключенный Клеменс Форрель (прототип реального беглеца Корнеллиуса Роста — имя изменено автором из-за возможных проблем с КГБ) получает 25 лет исправительных работ на Колыме. После нескольких лет работы в шахте он решает убежать, и в этом ему помогает врач, у которого какие-то счеты с начальником лагеря. Пережив три года непростых странствий через Сибирь и Среднюю Азию, беглец возвращается к семье.
После просмотра я осталась в принципе довольна увиденным. Если абстрагироваться от противостояния немцы-русские и не оглядываться на факт войны, то кино понравится. Главная мысль для меня была — это сила духа и стойкость беглеца. А вот как показана Россия — это уже совсем другой вопрос. Разберем оба.
По поводу историчности. Да, многое показано сугубо с точки зрения немцев. Действительно, для них наш лагерь казался концлагерем, русские офицеры — заведомо зверями, как и нам — германские, все по-честному. Как же, по-вашему, должна выглядеть наша страна глазами немецкого писателя? Ведь Побег из ГУЛАГа снят по одноимённому роману Йозефа Мартина Бауэра и рассказывает о побеге немецкого заключённого, который через три года странствий наконец-то попал домой. Естественно, в глазах автора положительный герой — это соотечественник, как ни крути. Если бы писатель был из СССР, то и взгляд был бы диаметрально противоположный. Да, сомнительно выглядит факт помощи еврея эсэсовцу, но, возможно, это от того, что люди устали от войны, от межнациональной розни. В конце концов, человек человеку — не волк. И нельзя мерить каждый случай по меркам «око за око».
Еще более неправдоподобно смотрится то, что начальник лагеря, догнав-таки заключенного, отпускает его фактически. Возможно это понять по-человечески, но ведь военные подотчетны вышестоящему начальству. Напомню, что это всего лишь фильм тем не менее, и относиться так серьезно ко всему происходящему на экране не стоит.
Все же не это главное в картине. Каким бы ни было общее, всегда нужно вглядываться в детали. Потрясающая операторская работа покойного Павла Лебешева, прекрасная музыка. Достойные актеры. И кстати сказать, персонаж Форреля предстает перед нами вполне неплохим человеком — добросовестным, порядочным даже. Он спасает от верной смерти незнакомого человека, который потом норовит ему в спину нож воткнуть. Три года хождения, страха, укрывательств, паранойи, когда каждый человек в принципе вызывает приступ паники, все это не сломало героя, он все же попал домой, несмотря ни на что. И хочется верить, при этом сохранил человечность.
Немецкий заключенный Клеменс Форрель (прототип реального беглеца Корнеллиуса Роста — имя изменено автором из-за возможных проблем с КГБ) получает 25 лет исправительных работ на Колыме. После нескольких лет работы в шахте он решает убежать, и в этом ему помогает врач, у которого какие-то счеты с начальником лагеря. Пережив три года непростых странствий через Сибирь и Среднюю Азию, беглец возвращается к семье.
После просмотра я осталась в принципе довольна увиденным. Если абстрагироваться от противостояния немцы-русские и не оглядываться на факт войны, то кино понравится. Главная мысль для меня была — это сила духа и стойкость беглеца. А вот как показана Россия — это уже совсем другой вопрос. Разберем оба.
По поводу историчности. Да, многое показано сугубо с точки зрения немцев. Действительно, для них наш лагерь казался концлагерем, русские офицеры — заведомо зверями, как и нам — германские, все по-честному. Как же, по-вашему, должна выглядеть наша страна глазами немецкого писателя? Ведь Побег из ГУЛАГа снят по одноимённому роману Йозефа Мартина Бауэра и рассказывает о побеге немецкого заключённого, который через три года странствий наконец-то попал домой. Естественно, в глазах автора положительный герой — это соотечественник, как ни крути. Если бы писатель был из СССР, то и взгляд был бы диаметрально противоположный. Да, сомнительно выглядит факт помощи еврея эсэсовцу, но, возможно, это от того, что люди устали от войны, от межнациональной розни. В конце концов, человек человеку — не волк. И нельзя мерить каждый случай по меркам «око за око».
Еще более неправдоподобно смотрится то, что начальник лагеря, догнав-таки заключенного, отпускает его фактически. Возможно это понять по-человечески, но ведь военные подотчетны вышестоящему начальству. Напомню, что это всего лишь фильм тем не менее, и относиться так серьезно ко всему происходящему на экране не стоит.
Все же не это главное в картине. Каким бы ни было общее, всегда нужно вглядываться в детали. Потрясающая операторская работа покойного Павла Лебешева, прекрасная музыка. Достойные актеры. И кстати сказать, персонаж Форреля предстает перед нами вполне неплохим человеком — добросовестным, порядочным даже. Он спасает от верной смерти незнакомого человека, который потом норовит ему в спину нож воткнуть. Три года хождения, страха, укрывательств, паранойи, когда каждый человек в принципе вызывает приступ паники, все это не сломало героя, он все же попал домой, несмотря ни на что. И хочется верить, при этом сохранил человечность.