PRO+
Мастер-класс по строительству бомбоубежищ.
Центр событий мультфильма – Суссекс. Глубокая английская провинция с непременным файв-о-клоком, старомодной вежливостью и яйцами-пашот на завтрак. Здесь, в милом домике, вдали от суеты и забот, живут, душа в душу, Хильда и Джеймс – пожилая супружеская пара.
Они давно притерлись друг к другу, как две горошины в стручке, и так же напоминают друг друга. Джеймс, добродушный и мягкий, кажется, имеет свое суждение обо всем на свете. Характер Хильды определенно потверже и достаточно консервативен. К примеру, Хильда недолюбливает битников. Но, кто знает, что происходит в ее душе на самом деле. Возможно, она просто скучает по сыну, оставившего тихий семейный очаг ради служения миру искусства и обманчивых огней большого города. А может быть, это ее мечты, зовущие в волшебные миры, слишком ярко напоминают о том, что жизнь почти прошла в повседневных заботах и бытовой рутине. И так мало осталось времени для них двоих! К тому же, где-то далеко, из выдуманных проблем, разгорается очередной пожар из взаимной ненависти и недоверия.
И вот, такой спокойный, уютный мирок вот-вот разрушится под натиском эмоций, нагнетаемых СМИ. Телевизор ежесекундно изрыгает крылатых чудовищ из огня и стали, начиненных бомбами. Радио атакует залпами пока еще невидимых глазу орудий. От врагов отечества нет спасения даже в собственном доме – они проникают в виде фотографий на первых полосах газет. Война превращается почти в феерическое шоу и становится такой же привычной вещью, как зубная щетка. И вот уже мирные, такие милые в своей наивности, супруги пытаются выполнять все правительственные указания. Нужно защититься от радиации? Джеймс так и сделал, покрасив оконные стекла белой краской. Построить бомбоубежище? Оно было возведено немедленно. Из дверей, снятых с петель и диванных подушек. Забавное убежище, однако, больше подходит для детей, решивших играть в прятки. Возможно, это и есть особая игра, придуманная правительством, с целью отвлечь граждан от реальных проблем.
Так и все усилия супругов, направленные на защиту дома и своих жизней выглядят невинным развлечением. Смешные рассуждения о милом Сталине, так похожем на славного родственника, перемежаются попытками сделать непростой выбор между занавесками и простынями на окнах. В эту же кашу сваливаются дополнительные ингредиенты вроде нелепых разговоров о неустрашимых британских войсках, приправленных абсолютно абсурдными выводами. На фоне всех этих домашних забот, война выглядит просто вздорной фантазией. И кукольная анимация удивительно дополняет рисованную, словно высвечивая оторванность героев от реального мира. Война для них – почти забытые воспоминания о Второй Мировой. Разговоры об убежищах с овощами на крыше и вздохи героев о славных временах почти убеждают в том, что это невинные забавы обывателей.
Но война внезапно сминает такой устоявшийся мир героев. И взрывная волна, от упавшей бомбы, срывает со стены свадебное фото супругов, успевших спрятаться в своем кукольном убежище. И, несмотря на всю свою анекдотичность, оно спасает героям жизнь. Вот так неожиданно, довольно сатиричный фильм о паранойе перестает быть комедией. Это уже практически панихида. Да, Джеймс и Хильдаспасены. Но что делать теперь, в этом новом мире, пережившем апокалипсис? Только одно – попытаться выжить и дождаться помощи. Ничего не изменилось в отношении супругов друг к другу и к остальному миру. Все так же рука в руке, они пытаются приспособиться к изменениям. Правительственные брошюры с советами по спасению не работают. И только чудом сохранившаяся вера в близкое спасение поддерживает эту трогательную пару. Надежда – это все, чем они живут.
Финал, вроде и не оставляющий сомнений в неотвратимости смерти, все же достаточно открыт. Шелест почти забытых слов молитв на фоне безмятежных облаков – точно реквием и предупреждение человечеству, все еще не изжившему в себе страсть к саморазрушению. Не играйте со спичками, дамы и господа!
Они давно притерлись друг к другу, как две горошины в стручке, и так же напоминают друг друга. Джеймс, добродушный и мягкий, кажется, имеет свое суждение обо всем на свете. Характер Хильды определенно потверже и достаточно консервативен. К примеру, Хильда недолюбливает битников. Но, кто знает, что происходит в ее душе на самом деле. Возможно, она просто скучает по сыну, оставившего тихий семейный очаг ради служения миру искусства и обманчивых огней большого города. А может быть, это ее мечты, зовущие в волшебные миры, слишком ярко напоминают о том, что жизнь почти прошла в повседневных заботах и бытовой рутине. И так мало осталось времени для них двоих! К тому же, где-то далеко, из выдуманных проблем, разгорается очередной пожар из взаимной ненависти и недоверия.
И вот, такой спокойный, уютный мирок вот-вот разрушится под натиском эмоций, нагнетаемых СМИ. Телевизор ежесекундно изрыгает крылатых чудовищ из огня и стали, начиненных бомбами. Радио атакует залпами пока еще невидимых глазу орудий. От врагов отечества нет спасения даже в собственном доме – они проникают в виде фотографий на первых полосах газет. Война превращается почти в феерическое шоу и становится такой же привычной вещью, как зубная щетка. И вот уже мирные, такие милые в своей наивности, супруги пытаются выполнять все правительственные указания. Нужно защититься от радиации? Джеймс так и сделал, покрасив оконные стекла белой краской. Построить бомбоубежище? Оно было возведено немедленно. Из дверей, снятых с петель и диванных подушек. Забавное убежище, однако, больше подходит для детей, решивших играть в прятки. Возможно, это и есть особая игра, придуманная правительством, с целью отвлечь граждан от реальных проблем.
Так и все усилия супругов, направленные на защиту дома и своих жизней выглядят невинным развлечением. Смешные рассуждения о милом Сталине, так похожем на славного родственника, перемежаются попытками сделать непростой выбор между занавесками и простынями на окнах. В эту же кашу сваливаются дополнительные ингредиенты вроде нелепых разговоров о неустрашимых британских войсках, приправленных абсолютно абсурдными выводами. На фоне всех этих домашних забот, война выглядит просто вздорной фантазией. И кукольная анимация удивительно дополняет рисованную, словно высвечивая оторванность героев от реального мира. Война для них – почти забытые воспоминания о Второй Мировой. Разговоры об убежищах с овощами на крыше и вздохи героев о славных временах почти убеждают в том, что это невинные забавы обывателей.
Но война внезапно сминает такой устоявшийся мир героев. И взрывная волна, от упавшей бомбы, срывает со стены свадебное фото супругов, успевших спрятаться в своем кукольном убежище. И, несмотря на всю свою анекдотичность, оно спасает героям жизнь. Вот так неожиданно, довольно сатиричный фильм о паранойе перестает быть комедией. Это уже практически панихида. Да, Джеймс и Хильдаспасены. Но что делать теперь, в этом новом мире, пережившем апокалипсис? Только одно – попытаться выжить и дождаться помощи. Ничего не изменилось в отношении супругов друг к другу и к остальному миру. Все так же рука в руке, они пытаются приспособиться к изменениям. Правительственные брошюры с советами по спасению не работают. И только чудом сохранившаяся вера в близкое спасение поддерживает эту трогательную пару. Надежда – это все, чем они живут.
Финал, вроде и не оставляющий сомнений в неотвратимости смерти, все же достаточно открыт. Шелест почти забытых слов молитв на фоне безмятежных облаков – точно реквием и предупреждение человечеству, все еще не изжившему в себе страсть к саморазрушению. Не играйте со спичками, дамы и господа!