холодный дом
К экранизациям Чарльза Диккенса, моего любимого зарубежного писателя, я отношусь с исключительной строгостью: ревностно анализирую каждый увиденный фильм и с особой требовательностью созерцаю игру актеров. Каждая неудача с болью отдается в сердце, сознании и душе, ибо Диккенс — гениальный писатель. Загубить его произведения, перенося их на экран, очень легко, а вот снять нечто достойное — весьма непросто.
Действительно, вспомним относительно слабую экранизацию «Больших надежд» Альфонсо Куарона....
Читать полностью
К экранизациям Чарльза Диккенса, моего любимого зарубежного писателя, я отношусь с исключительной строгостью: ревностно анализирую каждый увиденный фильм и с особой требовательностью созерцаю игру актеров. Каждая неудача с болью отдается в сердце, сознании и душе, ибо Диккенс — гениальный писатель. Загубить его произведения, перенося их на экран, очень легко, а вот снять нечто достойное — весьма непросто.
Действительно, вспомним относительно слабую экранизацию «Больших надежд» Альфонсо Куарона. Радующий глаз визуальный ряд, чудесная музыка, невероятно талантливые актеры и полное отсутствие неповторимой диккеновской атмосферы. Все настолько лучезарно и утопично, что становится крайне неприятно. Будто бы по одним и тем же рельсам пустили сначала старенький, потрепанный трамвайчик, который переполнен интересными и глубоко рассуждающими людьми, а затем по ним же проехал абсолютно пустой красавец поезд.
Но BBC, к счастью, знали, за что берутся. К каждому фильму они относятся с особой тщательностью, гармонично распределяя всю работу, скрупулезно относясь к каждому этапу создания ленты (адаптация книги, возведение декораций, кастинг, написание музыки), получая при этом результат — максимум. Актеров набирают в основном неизвестных широкому кругу киногурманов, так как кадры поставляются театральным Лондоном. Но эти малоизвестные исполнители вполне способны затмить многих голливудских гигантов.
Как уже было замечено ранее, я, прежде всего, оцениваю атмосферу, в которую погружает зрителя кино. В книгах Чарльза Диккенса изобилие серых, грязных красок, страницы словно пропитаны нищетой беднейших кварталов Лондона. Иногда картины трущоб сменяются описаниями роскошных интерьеров и всех «прелестей» светской жизни.
Главная героиня — Эстер Саммерсон, сирота, переезжает в Лондон по приглашению богатого и влиятельного мистера Джардинса. Она становится экономкой в его поместье «Холодный дом», где знакомится с юными Ричардом и Адой — одними из многочисленных наследников, участвующих в судебной тяжбе «Джардинсы против Джардинсов». Параллельно нам рассказывается история леди Дедлок, которая давно ищет свою дочь.
С первых минут «Холодного дома» я не без удовольствия заметила чудесную игру тумана, будто бы он отдельный живой персонаж. Характерные для Англии пейзажи, дожди, чопорность, ощущение дискомфорта и прочие стереотипные ассоциации были неукоснительными сопровождающими «Холодного дома». Изображения улиц чередовались с виртуозными описаниями английского быта, тьма сменялась светом и наоборот. Казалось, будто бы сам писатель руководил процессом разработки декораций.
Примечательно и то, что общая картина продумана до мелочей: каждый нюанс костюма, любая деталь интерьера, экипажа подбирались с особой аккуратностью. На экране все смотрится гармонично и выглядит изящно, даже одеяния бедняков, подумать страшно, сколько сил вложено в создание того или иного образа.
Ещё одним характерным приемом является эффект нескольких кадров. Это когда нам показывают место, где будет происходить очередное действие, с разных, быстро сменяющих друг друга, ракурсов. Создается ощущение чего-то пугающего, таинственного, резкого, что не может оставить равнодушным. Ведь сериал должен вызывать в своем зрителе эмоции, а не утомлять его.
Актеры не играют, а живут вместе со своими героями. Они эмоциональны или скупы на чувства, олицетворяют собой верх гуманности или самые низы зла, их персонажей можно полюбить, а можно возненавидеть.
У Анны Максвелл Мартин получилась своеобразная, по своему интересная Эстер Саммерсон. Мартин очень тонко передает эволюцию главной героини. В начале романа она несчастная и неискушенная жизнью девушка, в конце — зрелая, рассудительная женщина и при этом счастливая.
Джилиан Андерсен, наконец, отделалась от назойливого амплуа Данны Скалли, с особой выразительностью и изысканностью сыграв леди Дедлок. Она почти не двигается, все её чувства и мысли передают взгляд и мимика, которые порой говорят больше, чем поступки и слова.
Чарльз Дэнс — живое воплощение непобедимого демонизма. Мерзкий и алчный адвокат четы Дедлоков. При его появлении невольно появлялось навязчивое чувство омерзения, что, несомненно, подтверждает блистательность игры Дэнса.
Но не хочу умалять достоинства и других актеров, просто именно эти трое выходят на первый план, приковывая всеобщее внимание. Чудесный мистер Гапи, сочетающий в себе черты двух персонажей Тима Бартона — Эдварда Руки-Ножницы и Айчеборта Крэйна, у него весьма любопытная мимика и жесты. Воплощение доброты и мудрости — Дэнис Лоусон (мистер Джардинс). Невероятно обаятельный Натаниель Паркер в роли Скимпла и другие.
Действие «Холодного дома» развивается стремительно и динамично, иногда оно замедляется, акцентируя внимание на особенно важных моментах. В сериале есть место даже детективу. Актеры искусно сохраняют обстановку загадочности, и до последних минут этой интриги зритель с замиранием сердца ждет исхода.
В завершении стоит рассказать о высокой роли музыкального сопровождения в данной экранизации. Великолепная музыка Джона Ланна везде особенная, к месту. Иногда грустная, иногда торжественная, в конце передающая нотки счастья. Звук в «Холодном доме» — это все равно, что запахи в «Парфюмере».
Герои, нашедшие свое место в жизни и ценящие духовные ценности выше материальных, вознаграждены. Добродетель торжествует над пороком. В нашем мире ещё есть добрые и благородные люди. Все это «Холодный дом» передал в души и сердца зрителей.
Отдельно о Джиллиэн Андерсон - просто поразила своей игрой! Именно такой и должна быть леди Дедлок. Не часто личные представления о персонаже совпадают с кастингом - но здесь 100% попадание!