Это действительно – Клавдий, шут, мудрец и император!
Я бы очень рекомендовал этот сериал поклонникам фильмов об Античности, цезарях, гладиаторах. Не столько тем, кто любит смаковать битвы, «римский разврат», прочую «кровь на песке». Хотя кровавых убийств в сериале достаточно, есть и батальные сцены. Но не они привлекают к фильму. С первых же минут зрителя поглощает мир интриг, причем тончайших – без внимательного наблюдения за персонажами порой и не разобраться. Недаром поэт и писатель Грейвз, прежде чем дописать свой «звездный» роман,...
Читать полностью
Я бы очень рекомендовал этот сериал поклонникам фильмов об Античности, цезарях, гладиаторах. Не столько тем, кто любит смаковать битвы, «римский разврат», прочую «кровь на песке». Хотя кровавых убийств в сериале достаточно, есть и батальные сцены. Но не они привлекают к фильму. С первых же минут зрителя поглощает мир интриг, причем тончайших – без внимательного наблюдения за персонажами порой и не разобраться. Недаром поэт и писатель Грейвз, прежде чем дописать свой «звездный» роман, перелопатил массу не только исторических книг, но и переписки будущих фигурантов своего романа из Британского музея. И благодаря роману, подбору актеров, а главное, таланту и упорству, создателям сериала удалось почти невозможное – показать в получившемся фильме почти восемьдесят лет жизни Римской империи, «поймав в кадре» около пяти десятков реально существовавших в те времена персонажей, а не двух выдуманных центурионов, как в «Риме».
Конечно, некоторые расхождения с реальной историей есть (как имеются они и в романе), но, по большому счету, они – ничтожны. Но прежде всего – подробнее об актерах. От большинства полнометражных фильмов и сериалов (даже любимого мной «Цезаря Августа» ВВС), экранизацию режиссёра Херберта Уайза отличает очень вдумчивый подбор исполнителей. А ведь, экранизируя Грейвза, ему нужно было для этого очень постараться! Ведь актеры должны были, хотя бы минимально, походить не только на исторических личностей, но и на их прототипов из романа, на тех, какими описал своих героев писатель.
Потрясает и Джон Херст своим Калигулой (думаю, многие узнают, с кого Хоакин Феникс «срисовал» свой образ императора Коммода в Ридлевом «Гладиаторе»), ну и звезда первых серий – конечно же, Патрик Стюарт. Какой замечательный образчик «армейской политики» он нам преподносит, это же просто блеск! На фоне этих актеров кажется странным, что на очень сложную, «держащую» на себе половину сериала, роль императрицы Ливии пригласили малоизвестную Шан Филлипс. Всё время кажется, что эта артистка, мягко говоря, с ролью не справляется. Почти все время, потому что сцена предсмертного «покаяния» Ливии Клавдию и последних её наставлений отыграна просто с блеском! Так что премию BAFTA, они с Джейкоби получили не напрасно. Как и костюмер фильма.
Ну и конечно, известный поклонникам сериалов (и не только) «заслуженный брат Кадфаэль», чудесный актер Дерек Джейкоби, проносит на себе весь этот фильм, поддерживает его, порой, как Атлант – небо, настолько порой ему это тяжело. Ведь нужно выступить одновременно в роли потешного «шута» для мерзавцев, не забывать о вечно преследовавших (вероятно, из-за неудавшегося Ливии отравления) Клавдия болях, и, одновременно – показывать истинное лицо Клавдия, по Грейвзу – мудреца, аналитика, наблюдателя. Дерек Джейкоби блестяще справился с ролью. Жаль, за сериалы не дают «Оскаров» - два у Джейкоби были бы точно, а награды BAFTA за такую роль недостаточно!
Конечно, созданный им образ Клавдия запомнится надолго. Трагичная и опасная судьба: быть единственным выжившем из наиболее законных наследников престола, но скрываться под маской недоумка лучшие годы жизни, трястись от ужаса – ведь смерть, или кровавая, или незаметная (отравители повсюду), она – всегда рядом. И в то же время тайком писать свой крайне смелый дневник обо всех гнусностях римской политики. Дневник, полный тонких наблюдений, опасных для всего Рима сведений и мудрых мыслей по управлению государством. Неудивительно, что под конец жизни несчастный Клавдий запутался, выбирая наследника, и выбрал самого неудачного.
Если сериал вас заинтересует, последними годами императора Клавдия и его семейства, можете посмотреть на сайте и «Боудикку. – королеву воинов», там, хотя Клавдия играет отнюдь не Джйекоби, его последние дни показаны тоже интересно.
Уносит все дела людей
Итопит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Аесли что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
Иобщей не уйдёт судьбы.
Сериал напомнил акростих Державина, начальные строчки РУИНА ЧТИ)) Кстати это последний стих - квинтэссенция жизни на одре, но она имеет продолжение! Одна аспирантка по приколу перевела его на латынь и показала Гаспарову, она не знала что там акростих, Гаспаров попросил подправить последнюю строчку, чтобы получилось Т и тогда вышло АМОР СТАТ на латыни значит любовь пребывает.