Барон фон Шлоссер проиграл старшему лейтенанту Скорину, Игорь Васильев переиграл Олега Даля?
Этот военно-приключенческий фильм
Антониса Воязоса,
«Вариант «Омега», обязательно должен быть в «золотой коллекции» фильмов о Великой Отечественной, несмотря на то, что его есть за что критиковать к примеру, удивление Лотты (чудесная игра
Елены Прудниковой) по поводу пыток, тюрем, работы гестапо «я никогда не могла себе представить, что немцы способны..», - выглядит странным для взрослой дамы, да еще невесты абвероца.
В каком пряничном домике, выложенном сладкой ватой, она росла? Да и после...
Читать полностью
Этот военно-приключенческий фильм Антониса Воязоса, «Вариант «Омега», обязательно должен быть в «золотой коллекции» фильмов о Великой Отечественной, несмотря на то, что его есть за что критиковать к примеру, удивление Лотты (чудесная игра Елены Прудниковой) по поводу пыток, тюрем, работы гестапо «я никогда не могла себе представить, что немцы способны..», - выглядит странным для взрослой дамы, да еще невесты абвероца. В каком пряничном домике, выложенном сладкой ватой, она росла? Да и после Сталинградской победы приходящейся во «Варианте Омега» как раз на кульминационный момент противостояния главных героев, аристократа барона фон Шлоссера и представителя рабоче-крестьянской державы, старшего лейтенанта ГБ Сергея Скорина, - почти никто из героев не понимает еще значения этого события. Но всё перечисленное мелкие придирки. Тем более, что известие о Сталинградской победе как бы подчеркивает, что и на удалении от эпицентра меняющих лицо мира событий (а Сталинградская битва была именно таким событием) необходимо было побеждать, даже в таком «незначительном» (в сравнении с поединком Паулюса и наших маршалов) поединке, как раскрытие Таллинской (именно с одним «н» - гитлеровцы и не думали о чувствах латышей, и не переименовывали город) разведывательной спецоперации по дезинформации противника.
Интересно и сравнить противостояние Скорин фон Шлоссер, - Мяггиль (Калягин) и Штирлиц Шелленберг Мюллер. Если в «Семнадцати мгновениях..» нам дается как бы «лакированный вариант» с игрой умов персонажей, то во «Варианте Омега» все куда более жестко, несмотря на присутствующие в фильме две любовные линии. Скорин вынужден вплоть до попытки суицида, - разыгрывать собственное «поражение», практически, распад личности, «переигранной» персонажем с более сильным характером и Олег Даль и Игорь Васильев просто потрясающе демонстрируют нам, казалось бы, победу потомственного разведчика (барон фон Шлоссер) над разведчиком «от сохи» (а кого еще могла воспитать диктатура пролетариата?). И если в «Мгновениях» зловещий «папаша Мюллер» иногда даже симпатичен, несмотря на жуткие методы его организации, то, во «Варианте «Омега», Александр Калягин, почти совсем не гримируя своего добродушного лица, умудрился сыграть отвратительного в своём садизму гестаповца Франца Мяггиля. И тем добавил в картину еще одну линию противостояния духовная сила (а её воплощают и герой Даля, и герой Васильева, как не странно для фашистского разведчика) против низменного животного начала (герой Калягина).
Но особенно интересен фильм «Вариант «Омега» тем, что это едва ли не единственная из известных мне кинокартин про Великую Отечественную, в которой, понимая, что советский разведчик должен победить, сочувствуешь его антагонисту. К слову, "очеловечивание", "гуманизация" заблуждающегося фашиста, вообще-то, нередкая особенность фильмов о Великой Отечественной 70-80-ых годов, наша культура спешила как можно дальше отмежеваться от «идеологии Эренбурга» и его призыва: «увидишь немца убей немца!». Но, если в «Щите и мече», где Генрих Шварцкопф тоже кажется порой более человечным, вызывает порой даже больше симпатий, чем главный герой, советский разведчик Вайс, этот феномен можно было объяснить тем, что игравший младшего Шварцкопфа Янковский, как артист, все же на голову выше игравшего Вайса Станислава Любшина, то во «Варианте «Омега», казалось бы, Олег Даль должен был неминуемо не как «наш разведчик», просто, как актер, - переиграть Игоря Васильева. Однако, этого не происходит. Возможно, потому, что герою Даля достался персонаж с меньшим «диапазоном внутренних терзаний»: для Скорина важно выиграть, как разведчику. И нет ничего важнее. Хотя, конечно, желательно при этом остаться человеком. А вот барону фон Шлоссеру куда сложнее: он должен и врага переиграть и понять, что же творится с его страной, что происходит с ним самим, если на его стороне «мяггили». И происходит невероятное Игорь Васильев, чей герой все же проигрывает свою дуэль Скорину, переигрывает играющего Скорина Олега Даля. Зато песня у Даля отличная.
Так что рекомендую фильм «Вариант «Омега» - не только как шпионский детектив, но и как образец игры актеров на главных ролях.