Алексей Козлов: «Испытание смертью» прошел
Современный российский кинематограф «переболел» интересом к бандитизму и, в подражание блестящим советским образцам, ударился в патриотизм. Тема героических разведчиков, работающих в тылу врага, замечательно экранизируется и позволяет добиться не меньшей зрелищности и яркости, чем истории мафиозных главарей или отчаянных «ментов». Так что неудивительно, что вместо ребят на «черных бумерах» на экранах российских телезрителей вновь появляются отечественные Джеймсы Бонды.
Сиквел «Семнадцати...
Читать полностью
Современный российский кинематограф «переболел» интересом к бандитизму и, в подражание блестящим советским образцам, ударился в патриотизм. Тема героических разведчиков, работающих в тылу врага, замечательно экранизируется и позволяет добиться не меньшей зрелищности и яркости, чем истории мафиозных главарей или отчаянных «ментов». Так что неудивительно, что вместо ребят на «черных бумерах» на экранах российских телезрителей вновь появляются отечественные Джеймсы Бонды.
Сиквел «Семнадцати мгновений весны», оказывается, был только частью этой тенденции. 90-летний юбилей Службы Внешней Разведки, доставшейся нашей стране в наследство от СССР, вдохновил российских кинематографистов на создание художественно-документального сериала о легендарных «бойцах невидимого фронта», таких как Алексей Ботян, Рудольф Абель, Джордж Блейк, супруги Вартаняны, Зоя Воскресенская.
Режиссерам этих фильмов было позволено использовать подлинные документы из частично рассекреченных личных дел легендарных разведчиков. Сроки создания фильмов цикла – 2009-2012 годы. В ролях настоящих «Максов Отто фон Штирлицев» снялись такие звезды нашего кино, как Юрий Беляев, Людмила Чурсина, Евгений Стычкин, Валерий Николаев, Андрей Чубченко.
Остановимся поподробнее на одном из фильмов серии, а именно, на истории Героя России Алексея Михайловича Козлова, по которой снят фильм «Поединки. Испытание смертью». Этот разведчик жив, здоров и поныне находится на службе, так что он смог увидеть фильм о самом себе и одобрить его.
Для тех, кто еще не успел ознакомиться со свежерассекреченными документами, расскажем немного о том, за что Алексей Козлов получил звание Героя России. Если верить официальным источникам (а других у нас просто нет), то, благодаря его смелости и стойкости, впервые в мире суверенное государство (ЮАР) добровольно уничтожило свое ядерное оружие и, таким образом, перестало быть ядерной державой.
Подвиг разведчика едва не стоил ему жизни: за обнаружение и передачу мировому сообществу неопровержимых доказательств существования в ЮАР атомного оружия героя бросили в африканскую тюрьму.
Там ему пришлось провести два долгих года, страдая от голода и перенося допросы с пристрастием, еженедельно наблюдая казни других заключенных. «Расколоть» россиянина пытались разведки Германии, Израиля, США и Великобритании, но он не сдавался. Все это время московское начальство не знало, где находится Алексей, и, соответственно, ничем не могло ему помочь.
За режиссуру непридуманной, но, видимо, все-таки, слегка мифологизированной истории «испытания смертью» взялся известный режиссер Владимир Нахабцев («Улицы разбитых фонарей 6», «Улицы разбитых фонарей 9», «Золото скифов»). Главную роль в этих двух «Поединках» играет настоящий борец – Олег Тактаров, известный не только как актер, но и как спортсмен (смешанные единоборства).
Для съемок фильма Олегу Тактарову пришлось сесть на строжайшую диету: ведь Алексей Козлов потерял в тюрьме почти 30 килограммов веса. Сцены, проходившие «за решеткой», снимались в настоящей тюрьме, в Сирии. Как ни странно, режиссер не воспользовался спортивными талантами борца-актера, и в сериале нет ни одной эффектной драки.
Впрочем, отсутствие мордобоя не вредит зрелищности. Физическую силу главного героя в «Испытании смертью» отлично заменяет моральное превосходство над истязателями: они его пугают нечеловеческими мучениями и скорой гибелью, а он спокойно жует кусок хлеба.
Что к этому можно добавить? Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире прочнее гвоздей. Возможно, именно такие сильные духом герои станут примером для современных мальчишек, хотя вряд ли во время трансляции фильма улицы будут пустеть, как происходило, когда впервые показывали по телевизору «Семнадцать мгновений весны».