ТОЛЬКО ДЛЯ ДРУЗЕЙ ЕВГЕНИЯ КИСИЛЕВА и любителей халтурной профанации.
Когда средства выделяются совершено некомпетентным, всю жизнь работавшим по социальному заказу типичным «советским работникам культуры», каковыми являются режиссер
В. Фатьянов (пусть при СССР он снимал только телепрограммы, а попал «в желтую струю разоблачений» лишь при царствовании Жени Киселева на российском НТВ) и сценарист
Э. Володарский (этот прошел достойный путь деятеля советской культуры от «Проверки на дорогах» и «Моонзунда» до этого фильма, «Троцкого» и последовавшего...
Читать полностью
Когда средства выделяются совершено некомпетентным, всю жизнь работавшим по социальному заказу типичным «советским работникам культуры», каковыми являются режиссер В. Фатьянов (пусть при СССР он снимал только телепрограммы, а попал «в желтую струю разоблачений» лишь при царствовании Жени Киселева на российском НТВ) и сценарист Э. Володарский (этот прошел достойный путь деятеля советской культуры от «Проверки на дорогах» и «Моонзунда» до этого фильма, «Троцкого» и последовавшего «Штрафбата»), то ничего хорошего ожидать нельзя, как бы не старались актеры.
Хотя вряд ли крепкий ремесленник Э. Володарский, умудрившийся все же не испортить «Моонзунд» (ну при живом-то Валентине Саввиче ему было бы и страшно), мог не знать азбучных истин, например того, что «потаенная литература» - в данном случае лагерная проза Шаламова, - никогда не содержит фактов, это более легенда, чем исследование. Тем не менее, «персонифицировав» всю «группу Тонконогова» (за исключением главаря, заменённого на некоего абстрактного «майора Пугачева», все остальные военные преступники названы пофамильно), он не постеснялся записать Шаламова в «соавторы сценария». И даже показать некую фигуру, произносящую в лагере слова самого автора насчет «жизни свободными».
Но так дела в искусстве (если это не нечто Геббельсовское) не делаются. Если «герой» у тебя - лейтенант Солдатов (играет актер Игорь Волков), и ты настаиваешь на том, что снимаешь «по реальным событиям», так будь добр, познакомь зрителей с его реальной, а не мифологизированной биографией: бывший коммунист Солдатов был приговорен за убийство мирных жителей (эстонского милиционера, пытавшегося защитить женщину) в освобожденном Таллинне. Это не укладывается в миф, точней, в полученный заказ? Тогда придумай другую фамилию или уж снимай строго по красивой легенде о воле Варлама Шаламова, а не придумывай преступникам героического прошлого. Но Володарский все же схалтурил и не прочитал даже «Зеленого прокурора» - иначе бы они с Фатьяновым не устраивали бы идиотичного для колымских условий побега зимой.
Собственно, с этих метаний сценариста и режиссера между красивой и сладкой для сердца любого заключенного легендой Шаламова и стремлением увязать все с якобы «реальными событиями» и начинается крах минисериала «Последний бой майора Пугачева». Первая серия смотрится очень даже неплохо, хотя играющие в мячик заключенные немецкого концлагеря для офицеров выглядят странно. Но тут можно списать на «европейскую традицию» - в западном фильме «Побег из Собибора» заключенные в лагере смерти не только танцевали вечерами, но и ходили по женским баракам заниматься любовью. Со второй серии начинается издевательство над зрителем. Количество несуразностей растет с каждым кадром: садистские «допросы» странным образом соседствуют с «либеральным» поведением надзирателей: барак преступной группы не обыскивают, в него вовсе стесняются заходить. Дальше больше: принимая зрителей совсем за идиотов, нас пытаются уверить, что можно быть в «активе» на зоне и при этом не стучать на остальных заключенных, можно вместо работы «ставить спектакль», но не оказывать за эту преференцию никаких особых услуг «проклятым вертухаям».
Все это приводит нас в четвертой серии к бою «двенадцати апостолов» (у Блока и Шаламова с 12-тью связан определенный символизм, но создатели фильма об этом не думают) едва ли не со всем воинским округом. Непонятно только, почему они не окружили советско-сталинские войска и не принудили их к капитуляции? Ведь «желторотых вертухаев» отстреливают «никогда не сдающиеся ну, разве что только немцам, - фронтовики». Эпичные финальные кадры и вовсе уничтожают реальность: на самом деле пятеро уцелевших предпочитали сдаваться при свидетелях, чтоб не случилось «нежданчика»: все же двоих пристрелили за «попытку побега», а троим повезло: двое капитулировали перед геологами с одним карабином, еще один и вовсе предпочел «сам себя интернировать» в продлаге.
В итоге, мне лично очень жаль не только всех, кто, как и я смотрел эту сказочную (и вредную потом будем удивляться, откуда преклонение перед сотрудничавшими с нацистами?) чушь, но и неплохого актераИгоряЛифанова("майор") именно после этого фильма он скатился до второстепенных ролей в не лучших сериалах, а ведь неплохо сыграл! Беда в том, что из дырки от бублика, созданной сценаристом, как не старайся, героя не выдуешь. Остальные актеры, видимо, вовремя поняли бесперспективность трудиться над гениальными диалогами типа «я их задержу!», и сработали на уровне сценария: халтурно и бессильно. Я знаю только один фильм уровня этой беспомощной поделки: западный проект «Ветер с востока» 1992 года.
Балл "накинут" за то, что один актер пытался то-то играть.
но конец плохой :(