Лучший исторический фильм 2015 года.
При просмотре подобных фильмов становится и радостно и обидно. Радостно, оттого (не с «Алатристе» ли начиная? Или с «Храброго Сердца»?), что на годные, профессиональные кинокартины по европейской истории начинают выделять все большие бюджеты. А обидно – из-за того, что наши на подобные средства сняли бы очередной «АдмиралЪ НахимовЪ» - или очернив нашу историю или подав её под «сиропом».
Голландцы очень умело прошлись по грани между байолическим восхвалением фигуры своего великого...
Читать полностью
При просмотре подобных фильмов становится и радостно и обидно. Радостно, оттого (не с «Алатристе» ли начиная? Или с «Храброго Сердца»?), что на годные, профессиональные кинокартины по европейской истории начинают выделять все большие бюджеты. А обидно – из-за того, что наши на подобные средства сняли бы очередной «АдмиралЪ НахимовЪ» - или очернив нашу историю или подав её под «сиропом».
Голландцы очень умело прошлись по грани между байолическим восхвалением фигуры своего великого флотоводца и жутчайшей (куда там «стрелецким казням»!) «чернушностью» эпохи, в которую ему довелось раскрывать свой талант. Причём подошли к делу с голландской мастеровитостью, прекрасный подбор актеров, потрясающая работа костюмеров, идеально выполненные реконструкции кораблей и домов – и даже их интерьеров. Так что если вам показывают дом Рёйтера в Гааге или его флагманский корабль, – можете не сомневаться, именно на подобном судне он ходил в бой, обитал в очень похожем жилище. Правда, всю эту гигантскую работу – единственный минус картины – усиленно сводят на нет гримеры: герои не стареют ни на день. Хотя у Рёйтера подрастают дети, а сама лента охватывает период с 1654 по 1676 год. Не знаю. Может, так было задумано режиссером – показать «вечную зрелость» главных героев, но, на мой вкус, минус существенный. Но это не принижает ценности и значимости у киноленты «Михаил Рейтер», по-привычке, переведенного нашими прокатчиками как просто «Адмирал» (хорошо хоть без «Ъ»!).
Не стану вам рассказывать об истории адмирала – смотрите фильм. Но кое о каких неточностях или характерных особенностях эпохи помянуть необходимо. Ведь на момент начала событий. Голландцы уже три столетия(!), со времен Якоба Артевельде мечтали построить именно олигархическую республику. Однако в окружении королей, собственных графов и баронов это было не просто… Но вот в середине 17 столетия появляется математический гений Ян де Витт (его учебники математического анализа возили юному Петру) – и трагическая история противостояния «республиканцев и оранжистов» начинается.
Голландцы заслуживают огромного уважения, за то, что попытались показать самый спорный момент своей истории – а убийство «оранжевыми» по прямому приказу принца Оранского братьев де Витт до сих пор отмечается в Нидерландах, как «година бедствия и скорби». Конечно, в фильме не показали, как патриоты кушали мясо еще живых своих правителей, но и так гибель де Виттов показана очень натуралистично.
Почему я начал с де Виттов? Да потому что образ самого Рейтера именно к ним – олигархам, бывшим одновременно гениальными математиками (исчезнувшая популяция в наши дни), - прочно привязан волей авторов сценария. Хотя на самом деле всё было сложнее – де Рёйтер был более занят морскими баталиями и личной вендеттой с Тромпом-младшим, чем политическими дрязгами. В противном случае, ему было бы не уцелеть в тот самый Rampjaar, «годину бедствий», когда правоверные патриоты на английские деньги (Карл II решил «порадеть» ради родственника, в будущем свергнувшем Стюартов с престола) избивали всех сторонников Республики. К слову, наиболее неприятные моменты в фильм все же не вошли: так, Тромп (великолепно поданный нам Хайо Брюенсом, тогда как его отец, Тромп-старший столь же колоритно показан нам самим Р. Хауэром в эпизодах начала фильма) принимал прямое участие в убийстве де Виттов, но в Истории он останется как ЕДИНСТВЕННЫЙ непобежденный голландский адмирал (Рейтер, вопреки фильму, был вовсе не «послан на смерть», ему дали голландско-испанскую эскадру, даже превосходившую, поначалу, флот француза Дюкена, но француз его переиграл). Достаточно циничным и гнусным показан и юный принц Вильгельм – хотя он меркнет на фоне «злого гения века». Карла Второго Английского.
Образ Карла II – тоже, пожалуй, из «минусов». Злым гением эпохи был Луи Четырнадцатый, с его министрами, - но, раз французские адмирал и король так уважительно отнеслись к телу Рёйтера (приказали, несмотря на войну, доставить на родину с салютами в каждом французском порту), голландцы предлагают нам свой вариант Зла – короля Карла. Но это мелкая придирка – они же снимали не про Англию! Зато морские сражения поданы нам красочно, сам нестареющий адмирал – весьма в «образе», еще лучше сыграны принц Вильгельм и Ян де Витт, значимой вышла роль жены Рёйтера Анны у Санны Лагелаар
А в остальном фильм – несмотря на ужасающий саботаж гримеров! – все же попадает в мой личный «топ-10» лучших исторических кинокартин, наравне с «Генрихом IV», французским же телепроектом «Людовик XI – разбившаяся власть», малобюджетной «Последней долиной», испанскими сериалами «Изабелла» и «Толедо», английскими «Тюдорами» и «Храбрым Сердцем» от Гибсона.
ОДНОЗНАЧНО СМОТРЕТЬ ВСЕМ ЛЮБИТЕЛЯМ НАСТОЯЩИХ (без примеси фэнтази) ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ!
но история смотрибельна .7\10
Понравилась фраза, когда жена смотря на горящие корабли в море с кучей своих детей, посмотрела на мужа и говорит: иди.... смысл оставаться дома, если скоро дома не останется...
Вот всегда так, Настоящие Герои своего времени мешаются - Тщеславным людишкам, которые сделают всё что бы Насыть своё Эго !