Лучший исторический фильм 2015 года.
При просмотре подобных фильмов становится и радостно и обидно. Радостно, оттого (не с «Алатристе» ли начиная? Или с «Храброго Сердца»?), что на годные, профессиональные кинокартины по европейской истории начинают выделять все большие бюджеты. А обидно – из-за того, что наши на подобные средства сняли бы очередной «АдмиралЪ НахимовЪ» - или очернив нашу историю или подав её под «сиропом».
Голландцы очень умело прошлись по грани между байолическим восхвалением фигуры своего великого... Читать полностью
Голландцы очень умело прошлись по грани между байолическим восхвалением фигуры своего великого... Читать полностью
При просмотре подобных фильмов становится и радостно и обидно. Радостно, оттого (не с «Алатристе» ли начиная? Или с «Храброго Сердца»?), что на годные, профессиональные кинокартины по европейской истории начинают выделять все большие бюджеты. А обидно – из-за того, что наши на подобные средства сняли бы очередной «АдмиралЪ НахимовЪ» - или очернив нашу историю или подав её под «сиропом».
Голландцы очень умело прошлись по грани между байолическим восхвалением фигуры своего великого флотоводца и жутчайшей (куда там «стрелецким казням»!) «чернушностью» эпохи, в которую ему довелось раскрывать свой талант. Причём подошли к делу с голландской мастеровитостью, прекрасный подбор актеров, потрясающая работа костюмеров, идеально выполненные реконструкции кораблей и домов – и даже их интерьеров. Так что если вам показывают дом Рёйтера в Гааге или его флагманский корабль, – можете не сомневаться, именно на подобном судне он ходил в бой, обитал в очень похожем жилище. Правда, всю эту гигантскую работу – единственный минус картины – усиленно сводят на нет гримеры: герои не стареют ни на день. Хотя у Рёйтера подрастают дети, а сама лента охватывает период с 1654 по 1676 год. Не знаю. Может, так было задумано режиссером – показать «вечную зрелость» главных героев, но, на мой вкус, минус существенный. Но это не принижает ценности и значимости у киноленты «Михаил Рейтер», по-привычке, переведенного нашими прокатчиками как просто «Адмирал» (хорошо хоть без «Ъ»!).
Не стану вам рассказывать об истории адмирала – смотрите фильм. Но кое о каких неточностях или характерных особенностях эпохи помянуть необходимо. Ведь на момент начала событий. Голландцы уже три столетия(!), со времен Якоба Артевельде мечтали построить именно олигархическую республику. Однако в окружении королей, собственных графов и баронов это было не просто… Но вот в середине 17 столетия появляется математический гений Ян де Витт (его учебники математического анализа возили юному Петру) – и трагическая история противостояния «республиканцев и оранжистов» начинается.
Голландцы заслуживают огромного уважения, за то, что попытались показать самый спорный момент своей истории – а убийство «оранжевыми» по прямому приказу принца Оранского братьев де Витт до сих пор отмечается в Нидерландах, как «година бедствия и скорби». Конечно, в фильме не показали, как патриоты кушали мясо еще живых своих правителей, но и так гибель де Виттов показана очень натуралистично.
Почему я начал с де Виттов? Да потому что образ самого Рейтера именно к ним – олигархам, бывшим одновременно гениальными математиками (исчезнувшая популяция в наши дни), - прочно привязан волей авторов сценария. Хотя на самом деле всё было сложнее – де Рёйтер был более занят морскими баталиями и личной вендеттой с Тромпом-младшим, чем политическими дрязгами. В противном случае, ему было бы не уцелеть в тот самый Rampjaar, «годину бедствий», когда правоверные патриоты на английские деньги (Карл II решил «порадеть» ради родственника, в будущем свергнувшем Стюартов с престола) избивали всех сторонников Республики. К слову, наиболее неприятные моменты в фильм все же не вошли: так, Тромп (великолепно поданный нам Хайо Брюенсом, тогда как его отец, Тромп-старший столь же колоритно показан нам самим Р. Хауэром в эпизодах начала фильма) принимал прямое участие в убийстве де Виттов, но в Истории он останется как ЕДИНСТВЕННЫЙ непобежденный голландский адмирал (Рейтер, вопреки фильму, был вовсе не «послан на смерть», ему дали голландско-испанскую эскадру, даже превосходившую, поначалу, флот француза Дюкена, но француз его переиграл). Достаточно циничным и гнусным показан и юный принц Вильгельм – хотя он меркнет на фоне «злого гения века». Карла Второго Английского.
Образ Карла II – тоже, пожалуй, из «минусов». Злым гением эпохи был Луи Четырнадцатый, с его министрами, - но, раз французские адмирал и король так уважительно отнеслись к телу Рёйтера (приказали, несмотря на войну, доставить на родину с салютами в каждом французском порту), голландцы предлагают нам свой вариант Зла – короля Карла. Но это мелкая придирка – они же снимали не про Англию! Зато морские сражения поданы нам красочно, сам нестареющий адмирал – весьма в «образе», еще лучше сыграны принц Вильгельм и Ян де Витт, значимой вышла роль жены Рёйтера Анны у Санны Лагелаар
А в остальном фильм – несмотря на ужасающий саботаж гримеров! – все же попадает в мой личный «топ-10» лучших исторических кинокартин, наравне с «Генрихом IV», французским же телепроектом «Людовик XI – разбившаяся власть», малобюджетной «Последней долиной», испанскими сериалами «Изабелла» и «Толедо», английскими «Тюдорами» и «Храбрым Сердцем» от Гибсона.
ОДНОЗНАЧНО СМОТРЕТЬ ВСЕМ ЛЮБИТЕЛЯМ НАСТОЯЩИХ (без примеси фэнтази) ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ!
Голландцы очень умело прошлись по грани между байолическим восхвалением фигуры своего великого флотоводца и жутчайшей (куда там «стрелецким казням»!) «чернушностью» эпохи, в которую ему довелось раскрывать свой талант. Причём подошли к делу с голландской мастеровитостью, прекрасный подбор актеров, потрясающая работа костюмеров, идеально выполненные реконструкции кораблей и домов – и даже их интерьеров. Так что если вам показывают дом Рёйтера в Гааге или его флагманский корабль, – можете не сомневаться, именно на подобном судне он ходил в бой, обитал в очень похожем жилище. Правда, всю эту гигантскую работу – единственный минус картины – усиленно сводят на нет гримеры: герои не стареют ни на день. Хотя у Рёйтера подрастают дети, а сама лента охватывает период с 1654 по 1676 год. Не знаю. Может, так было задумано режиссером – показать «вечную зрелость» главных героев, но, на мой вкус, минус существенный. Но это не принижает ценности и значимости у киноленты «Михаил Рейтер», по-привычке, переведенного нашими прокатчиками как просто «Адмирал» (хорошо хоть без «Ъ»!).
Не стану вам рассказывать об истории адмирала – смотрите фильм. Но кое о каких неточностях или характерных особенностях эпохи помянуть необходимо. Ведь на момент начала событий. Голландцы уже три столетия(!), со времен Якоба Артевельде мечтали построить именно олигархическую республику. Однако в окружении королей, собственных графов и баронов это было не просто… Но вот в середине 17 столетия появляется математический гений Ян де Витт (его учебники математического анализа возили юному Петру) – и трагическая история противостояния «республиканцев и оранжистов» начинается.
Голландцы заслуживают огромного уважения, за то, что попытались показать самый спорный момент своей истории – а убийство «оранжевыми» по прямому приказу принца Оранского братьев де Витт до сих пор отмечается в Нидерландах, как «година бедствия и скорби». Конечно, в фильме не показали, как патриоты кушали мясо еще живых своих правителей, но и так гибель де Виттов показана очень натуралистично.
Почему я начал с де Виттов? Да потому что образ самого Рейтера именно к ним – олигархам, бывшим одновременно гениальными математиками (исчезнувшая популяция в наши дни), - прочно привязан волей авторов сценария. Хотя на самом деле всё было сложнее – де Рёйтер был более занят морскими баталиями и личной вендеттой с Тромпом-младшим, чем политическими дрязгами. В противном случае, ему было бы не уцелеть в тот самый Rampjaar, «годину бедствий», когда правоверные патриоты на английские деньги (Карл II решил «порадеть» ради родственника, в будущем свергнувшем Стюартов с престола) избивали всех сторонников Республики. К слову, наиболее неприятные моменты в фильм все же не вошли: так, Тромп (великолепно поданный нам Хайо Брюенсом, тогда как его отец, Тромп-старший столь же колоритно показан нам самим Р. Хауэром в эпизодах начала фильма) принимал прямое участие в убийстве де Виттов, но в Истории он останется как ЕДИНСТВЕННЫЙ непобежденный голландский адмирал (Рейтер, вопреки фильму, был вовсе не «послан на смерть», ему дали голландско-испанскую эскадру, даже превосходившую, поначалу, флот француза Дюкена, но француз его переиграл). Достаточно циничным и гнусным показан и юный принц Вильгельм – хотя он меркнет на фоне «злого гения века». Карла Второго Английского.
Образ Карла II – тоже, пожалуй, из «минусов». Злым гением эпохи был Луи Четырнадцатый, с его министрами, - но, раз французские адмирал и король так уважительно отнеслись к телу Рёйтера (приказали, несмотря на войну, доставить на родину с салютами в каждом французском порту), голландцы предлагают нам свой вариант Зла – короля Карла. Но это мелкая придирка – они же снимали не про Англию! Зато морские сражения поданы нам красочно, сам нестареющий адмирал – весьма в «образе», еще лучше сыграны принц Вильгельм и Ян де Витт, значимой вышла роль жены Рёйтера Анны у Санны Лагелаар
А в остальном фильм – несмотря на ужасающий саботаж гримеров! – все же попадает в мой личный «топ-10» лучших исторических кинокартин, наравне с «Генрихом IV», французским же телепроектом «Людовик XI – разбившаяся власть», малобюджетной «Последней долиной», испанскими сериалами «Изабелла» и «Толедо», английскими «Тюдорами» и «Храбрым Сердцем» от Гибсона.
ОДНОЗНАЧНО СМОТРЕТЬ ВСЕМ ЛЮБИТЕЛЯМ НАСТОЯЩИХ (без примеси фэнтази) ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ!