«УБИТЬ НЕЛЬЗЯ МИНДАЛЬНИЧАТЬ»?
Давно предчувствовавшие проблемы в своих школах американцы уже не первый десяток лет снимают фильмы о «неблагополучных классах». Сперва они надеялись, что распустившихся учеников им поможет обуздать робот («Класс 1999» Лестера с МакДауэллом), потом возложили надежды на то, что в учителя каким-то чудом занесет спецназовцев или морпехов («Урок выживания» с Лундгреном и аж четыре фильма «Замена» с Тритом Уильямсом), причем уже понимали, что даже те в одиночку не справятся и снабжали суперменов...
Читать полностью
Давно предчувствовавшие проблемы в своих школах американцы уже не первый десяток лет снимают фильмы о «неблагополучных классах». Сперва они надеялись, что распустившихся учеников им поможет обуздать робот («Класс 1999» Лестера с МакДауэллом), потом возложили надежды на то, что в учителя каким-то чудом занесет спецназовцев или морпехов («Урок выживания» с Лундгреном и аж четыре фильма «Замена» с Тритом Уильямсом), причем уже понимали, что даже те в одиночку не справятся и снабжали суперменов командой наемников для поддержки.
Но роботов и спецназовцев в американских школах так и не появилось, проблема криминализации учеников год от года становилась все острее (уместно вспомнить документальный фильм Мура «Коломбина»), и вот появился этот фильм – искренний крик души, стараниями сценариста, режиссера и Самуэла Джонсона превращенный в вопль о помощи.
Фильм Кевина Рейнольдса «187» предлагает нам более реальный вариант событий в нищей школе с хулиганствующими учениками – наркоманам и садистами от нечего делать (а не с выдуманным «убийцами по философскому побуждению», как в «Счете убийств» с молодым Гослингом и зрелой Сандрой Баллок). Для того, чтоб все последующие действия главного героя, учителя Гарфильда (одна из самых сильных, потрясающих ролей Сэмуэла Л. Джексона – но за ТАКИЕ роли «Оскаров» не дают даже звездам, а зря!), казались нам более понятными и обоснованными, сценаристы (и главный «автор идеи», Скот Ягеманн, которого нельзя не отметить за доходящую до документалистики правдивость) предупреждают нас в самом начале картины, что учитель этот уже был вынужден покинуть одну школу, где тянущиеся к знаниям молодые ученики едва не «препарировали» «любимого учителя», нанеся несколько ножевых ударов.
Ничего удивительного, что в новой школе принципиальный Гарфильд первым делом пытается найти единомышленников среди учительского состава, которые разделили бы его взгляды: «с отребьем нельзя миндальничать, ему нельзя потакать, тех, кто не хочет учиться сам – и мешает делать это одноклассникам, - нужно безжалостно отчислять!». Но всевозможные отчисления из школы и даже низкие оценки «портят статистику», почему и директор школы и педсовет (да и большинство учителей) стоят на заранее проигрышной, конформистской позиции: «чем бы дитя не тешилось, отчислять из школы нельзя, нехорошо – да черт с ним, с учеником и его учителем тоже! – это для статистики школы нехорошо!». Какое-то сочувствие поначалу проявляет лишь преподавательница литературы, в которую персонаж Джксона даже, вроде бы, влюбляется. Но сочувствие – это не путь из ужасов, героиня актрисы Келли Роуэн – не борец. Ни избиение, ни угроза сексуального насилия не поднимают её на совместную с Гарфильдом борьбу со школьным беспределом. Так и проходит персонаж Роуэн сквозь фильм – несмотря на старания актрисы, даже имя её героини не запоминается. Что вполне справедливо. И что справедливо еще боле – запоминается единственная взбунтовавшаяся против тирании отморозков ученица, Рита Мартинец (молодая тогда актриса Карина Арройяве, позже более известная по картинам «Столкновение» и «С меня хватит!»).
Тем не менее – может ли поддержать одного, пусть и решительно настроенного, учителя, всего одна ученица? Тем более, что героя Джонсона предает учительница, в которую он влюблен, чтоб защитить которую, решается на крайние шаги? Нет, Гарфильд обречен изначально, как каждый настоящий одинокий герой в реальном мире. Прав ли он? Не напрасно ли сотворил то, что сотворил? – Режиссер внезапно меняет охряные, коричнево-жёлтые тона в которых снята большая часть киноленты и в эпилоге мы видим картинку с яркими, четко разделенными цветами, слышим сбивчивую и взволнованную роль Риты Мартинец перед всей школьной общественностью, - учениками и учителями, на выпускном торжестве, - и зритель понимает, «он боролся один, но победил для других».
Потрясающая драма. С учетом же того, что многие «фишки» американского образования всё больше внедряются и у нас (уже можно подать в суд на учителя за подзатыльник или вытащить того в позорному столбу Малахова), советую посмотреть это тяжело кино абсолютно всем ГОЛОВОзрелым зрителям – как реальное пророчество о наших школах. Те более, игра Джонсона достигает небывалого драматического накала.
Но роботов и спецназовцев в американских школах так и не появилось, проблема криминализации учеников год от года становилась все острее (уместно вспомнить документальный фильм Мура «Коломбина»), и вот появился этот фильм – искренний крик души, стараниями сценариста, режиссера и Самуэла Джонсона превращенный в вопль о помощи.
Фильм Кевина Рейнольдса «187» предлагает нам более реальный вариант событий в нищей школе с хулиганствующими учениками – наркоманам и садистами от нечего делать (а не с выдуманным «убийцами по философскому побуждению», как в «Счете убийств» с молодым Гослингом и зрелой Сандрой Баллок). Для того, чтоб все последующие действия главного героя, учителя Гарфильда (одна из самых сильных, потрясающих ролей Сэмуэла Л. Джексона – но за ТАКИЕ роли «Оскаров» не дают даже звездам, а зря!), казались нам более понятными и обоснованными, сценаристы (и главный «автор идеи», Скот Ягеманн, которого нельзя не отметить за доходящую до документалистики правдивость) предупреждают нас в самом начале картины, что учитель этот уже был вынужден покинуть одну школу, где тянущиеся к знаниям молодые ученики едва не «препарировали» «любимого учителя», нанеся несколько ножевых ударов.
Ничего удивительного, что в новой школе принципиальный Гарфильд первым делом пытается найти единомышленников среди учительского состава, которые разделили бы его взгляды: «с отребьем нельзя миндальничать, ему нельзя потакать, тех, кто не хочет учиться сам – и мешает делать это одноклассникам, - нужно безжалостно отчислять!». Но всевозможные отчисления из школы и даже низкие оценки «портят статистику», почему и директор школы и педсовет (да и большинство учителей) стоят на заранее проигрышной, конформистской позиции: «чем бы дитя не тешилось, отчислять из школы нельзя, нехорошо – да черт с ним, с учеником и его учителем тоже! – это для статистики школы нехорошо!». Какое-то сочувствие поначалу проявляет лишь преподавательница литературы, в которую персонаж Джксона даже, вроде бы, влюбляется. Но сочувствие – это не путь из ужасов, героиня актрисы Келли Роуэн – не борец. Ни избиение, ни угроза сексуального насилия не поднимают её на совместную с Гарфильдом борьбу со школьным беспределом. Так и проходит персонаж Роуэн сквозь фильм – несмотря на старания актрисы, даже имя её героини не запоминается. Что вполне справедливо. И что справедливо еще боле – запоминается единственная взбунтовавшаяся против тирании отморозков ученица, Рита Мартинец (молодая тогда актриса Карина Арройяве, позже более известная по картинам «Столкновение» и «С меня хватит!»).
Тем не менее – может ли поддержать одного, пусть и решительно настроенного, учителя, всего одна ученица? Тем более, что героя Джонсона предает учительница, в которую он влюблен, чтоб защитить которую, решается на крайние шаги? Нет, Гарфильд обречен изначально, как каждый настоящий одинокий герой в реальном мире. Прав ли он? Не напрасно ли сотворил то, что сотворил? – Режиссер внезапно меняет охряные, коричнево-жёлтые тона в которых снята большая часть киноленты и в эпилоге мы видим картинку с яркими, четко разделенными цветами, слышим сбивчивую и взволнованную роль Риты Мартинец перед всей школьной общественностью, - учениками и учителями, на выпускном торжестве, - и зритель понимает, «он боролся один, но победил для других».
Потрясающая драма. С учетом же того, что многие «фишки» американского образования всё больше внедряются и у нас (уже можно подать в суд на учителя за подзатыльник или вытащить того в позорному столбу Малахова), советую посмотреть это тяжело кино абсолютно всем ГОЛОВОзрелым зрителям – как реальное пророчество о наших школах. Те более, игра Джонсона достигает небывалого драматического накала.