PRO+
Когда заглядываешь в бездну
Если я скажу вам, что «Видения» - это фильм о писательнице, которая вместо работы над очередной книгой, начинает медленно сходить с ума и убивать людей вокруг себя, у вас все равно не сложится о нем верное представление. Это не слэшер, это не фильм ужасов а-ля «Пила», скорее это совершенно особый жанр, столь характерный для 70-80-х годов, а именно смесь драмы, экспериментального кино и ужасов. Такие фильмы нельзя смотреть на бегу или в шумной компании «под пиво». Они не подходят для приятного...
Читать полностью
Если я скажу вам, что «Видения» - это фильм о писательнице, которая вместо работы над очередной книгой, начинает медленно сходить с ума и убивать людей вокруг себя, у вас все равно не сложится о нем верное представление. Это не слэшер, это не фильм ужасов а-ля «Пила», скорее это совершенно особый жанр, столь характерный для 70-80-х годов, а именно смесь драмы, экспериментального кино и ужасов. Такие фильмы нельзя смотреть на бегу или в шумной компании «под пиво». Они не подходят для приятного вечера или свидания. Это фильмы-путешествия, в которые нужно непременно отправляться одному, погружаясь полностью и отбросив все привычные категории.
Режиссером «Видений» выступил Роберт Олтман, знакомый многим (по крайней мере, так я надеюсь) по фильмам «Доктор Т и его женщины» и «Госфорд-парк». А еще Роберт Олтман – это режиссер, который не укладывается в привычное «люблю/не люблю». Разумеется, есть люди, считающие его гением, и люди, на дух не переносящие его работы, но лично для меня все не так просто. Каждый раз, когда меня спрашивают (что, впрочем, случается нечасто) люблю ли я фильмы Роберта Олтмана, я не знаю, что сказать. Конечно, я считаю его талантливым режиссером. Именно поэтому говорить о том, как он строит кадр, ведет повествование, раскрывает ли образы героев, попросту не имеет смысла. Здесь приходится переходить в категории философские: верно ли то, как режиссер видит мир, какие выводы делает, и совпадает ли это все с миром, который вижу я.
Фильмы Олтмана – это всегда диалог. Более того, зачастую это самый настоящий спор. Именно поэтому их просмотр дело непростое, так что от «Видений» я ожидал неоднозначности, красоты и неподражаемой техники исполнения. Многие критики (и зрители) сравнивают «Видения» с фильмом Полански «Отвращение», еще одной неоднозначной картиной, осилить которую не каждому под силу. Впрочем, общего у них гораздо больше. Оба фильма не только отлично дополняют и расширяют друг друга, по сути, они являются одной историей, рассказанной в разных плоскостях и с разных точек зрения.
Музыка – еще одна точка соприкосновения двух картин. Должен сказать, что для непривычного зрителя музыкальное сопровождение обоих фильмов может оказаться нешуточным испытанием, я бы даже сказал, пыткой. В отличие от голливудского кино, музыка здесь не приятный фон, а одно из главных действующих лиц. Визуальный ряд неспешен и поэтичен, камера долго задерживается на деталях, обстоятельно передавая каждую мелочь. Это своего рода синоним внешнего благополучия героини, то, как она пытается видеть мир. Но ведь это притворство. Музыка в «Видениях» (как, впрочем, и в «Отвращении») единственный, кто говорит правду.
Тихая приятная мелодия сопровождает первые кадры: осенний пейзаж, женщину за окном, милый дом. Но все быстрее ритм, все лихорадочнее исполнение и вот уже музыкальное произведение вылилось в самую настоящую какофонию. Так и внутри героини – тихой женщины с застенчивой улыбкой – день ото дня растет трещина, надлом в ее душе и чем дольше его игнорируют, тем быстрее он поглотит кажущееся благополучие.
Примечательно, что сценарий фильма написала исполнительница главной роли Сюзанна Йорк, сыгравшая за свою жизнь более чем в ста (!) фильмах. Как ни печально, в январе этого года актриса умерла от рака.
В «Видениях» игра Йорк безупречна. Немалую роль в этом сыграло то, что история написана ей самой и явно имеет для нее особую, очень личную значимость. В этом особенность жанра: одного таланта для такого кино мало. Нужна не просто эмоциональная связь с историей и персонажем, нужно найти персонажа в самом себе, не просто сыграть хорошо, а сыграть себя, свои тайные страхи, свои пороки, свои страсти. Это требует смелости и это требует безумства, поэтому и смотреть такой фильм отстраненно не получится. На откровенный вызов нужно отвечать только правдой. А это тоже требует смелости.
Режиссером «Видений» выступил Роберт Олтман, знакомый многим (по крайней мере, так я надеюсь) по фильмам «Доктор Т и его женщины» и «Госфорд-парк». А еще Роберт Олтман – это режиссер, который не укладывается в привычное «люблю/не люблю». Разумеется, есть люди, считающие его гением, и люди, на дух не переносящие его работы, но лично для меня все не так просто. Каждый раз, когда меня спрашивают (что, впрочем, случается нечасто) люблю ли я фильмы Роберта Олтмана, я не знаю, что сказать. Конечно, я считаю его талантливым режиссером. Именно поэтому говорить о том, как он строит кадр, ведет повествование, раскрывает ли образы героев, попросту не имеет смысла. Здесь приходится переходить в категории философские: верно ли то, как режиссер видит мир, какие выводы делает, и совпадает ли это все с миром, который вижу я.
Фильмы Олтмана – это всегда диалог. Более того, зачастую это самый настоящий спор. Именно поэтому их просмотр дело непростое, так что от «Видений» я ожидал неоднозначности, красоты и неподражаемой техники исполнения. Многие критики (и зрители) сравнивают «Видения» с фильмом Полански «Отвращение», еще одной неоднозначной картиной, осилить которую не каждому под силу. Впрочем, общего у них гораздо больше. Оба фильма не только отлично дополняют и расширяют друг друга, по сути, они являются одной историей, рассказанной в разных плоскостях и с разных точек зрения.
Музыка – еще одна точка соприкосновения двух картин. Должен сказать, что для непривычного зрителя музыкальное сопровождение обоих фильмов может оказаться нешуточным испытанием, я бы даже сказал, пыткой. В отличие от голливудского кино, музыка здесь не приятный фон, а одно из главных действующих лиц. Визуальный ряд неспешен и поэтичен, камера долго задерживается на деталях, обстоятельно передавая каждую мелочь. Это своего рода синоним внешнего благополучия героини, то, как она пытается видеть мир. Но ведь это притворство. Музыка в «Видениях» (как, впрочем, и в «Отвращении») единственный, кто говорит правду.
Тихая приятная мелодия сопровождает первые кадры: осенний пейзаж, женщину за окном, милый дом. Но все быстрее ритм, все лихорадочнее исполнение и вот уже музыкальное произведение вылилось в самую настоящую какофонию. Так и внутри героини – тихой женщины с застенчивой улыбкой – день ото дня растет трещина, надлом в ее душе и чем дольше его игнорируют, тем быстрее он поглотит кажущееся благополучие.
Примечательно, что сценарий фильма написала исполнительница главной роли Сюзанна Йорк, сыгравшая за свою жизнь более чем в ста (!) фильмах. Как ни печально, в январе этого года актриса умерла от рака.
В «Видениях» игра Йорк безупречна. Немалую роль в этом сыграло то, что история написана ей самой и явно имеет для нее особую, очень личную значимость. В этом особенность жанра: одного таланта для такого кино мало. Нужна не просто эмоциональная связь с историей и персонажем, нужно найти персонажа в самом себе, не просто сыграть хорошо, а сыграть себя, свои тайные страхи, свои пороки, свои страсти. Это требует смелости и это требует безумства, поэтому и смотреть такой фильм отстраненно не получится. На откровенный вызов нужно отвечать только правдой. А это тоже требует смелости.