Король Лир среди «понаехавших» в столице капиталистического мира.
«Отца Горио» экранизировали неоднократно, если считать с картины Армана Нюмеса 1910 года, по-моему, это уже шестая экранизация. Скажу сразу на мой взгляд, это лучшая киноверсия не только данного произведения, но и вообще, лучшая экранизация Бальзака. Конечно, для современного зрителя, привыкшего к совсем другим ритмам, фильм может показаться «затянутым» или даже «скучным». Так, в общем-то, и проза Оноре де Бальзака до какой-то степени скучна: он не триллеры писал! Зато количество оригинальных...
Читать полностью
«Отца Горио» экранизировали неоднократно, если считать с картины Армана Нюмеса 1910 года, по-моему, это уже шестая экранизация. Скажу сразу на мой взгляд, это лучшая киноверсия не только данного произведения, но и вообще, лучшая экранизация Бальзака. Конечно, для современного зрителя, привыкшего к совсем другим ритмам, фильм может показаться «затянутым» или даже «скучным». Так, в общем-то, и проза Оноре де Бальзака до какой-то степени скучна: он не триллеры писал! Зато количество оригинальных мыслей на страницу теста зашкаливает. Ну а тем, кто отметился в комментариях стонами «скучно, ниасилил», рекомендую американскую киноверсию «Кузины Бетты» - почти ничего от Бальзака, зато какие актрисы, какой экшн, реальный триллер!
Вернемся к постановке Жаном-Даниэлем Верхаком «Отца Горио»: благодаря серьёзному отношению к первоисточнику и прекрасной работе сценариста Ж.-К. Карьера, фильм позволил замечательным актерам (об их игре ниже) показать не только «шекспировскую» историю неблагодарных дочерей и благородного отца в мире налогов, ренты, «основного капитала», но и дать зрителям возможность оценить многие пророческие мысли великого писателя. В частности, Бальзак оказался первым, кто поднял в своей «Человеческой Комедии» (одним из важнейших романов которой и является «Отец Горио») проблемы, связанные с «понаехавшими тут». Странно, что при обилии «Ромео и Джульетт в наши дни», никто так и не снял «современного Горио» - вот бы нашим режиссерам заняться, вместо того, чтоб римейки клепать! Впрочем, если на миг отвлечься от аутентичных и красивых костюмов, можно решить, что фильм Верхака как раз и рассказывает о наших днях: отца в приют, сбережения и повышенную пенсию «пилим», выходим в «элиту».
По сути, почти все жители «пансионата мадам Вокэ» (Бьяншон, Вотрен, сам Растиньяк, все - будущие герои одного или нескольких отдельных романов Бальзака), приехали в «Нерезиновку» того столетия, Великий мегаполис Париж, на поиски успеха и больших денег. У кого-то из них и вовсе нет связей, и остается рассчитывать только на трудолюбие (Бьяношон), у кого-то обширные знакомства в криминальном мире, а у юного Растиньяка кузина в местной «элите», виконтесса де Боссэан. Не факт, что она сможет или захочет помочь очередному бедному родственнику но Растиньяку несказанно везет развлечь скучающую маркизу историей об умирающем в нищете отце её элитных «подруг». Представительница старой аристократии (к которой Бальзак относился с почтительным придыханием), прекрасная маркиза (отличная игра Марушки Детмерс) сочувствует Горио, но для неё эта история слишком обыкновенна, да и «невозможно помогать каждому, кто сам себя губит». Но она решает замутить интригу против возмутивших её дочерей Горио в её глазах, «выскочек», банкирши баронессы Нусинген и графине де Ресто. И она не только вводит кузена в высший свет, - ей интересно, как будет отличаться встреча на шикарном балу от встречи в убогом пансионате Вокэ, - но и помогает неопытному провинциалу советами.
Впрочем, недостатка в «советчиках» у Растиньяка нет, господин Вотрен (образ потрясающе передан Чеки Карио) даже находит ему миллионершу для выгодного брака. Но Растиньяк и это, к слову, на мой взгляд, едва ли не единственная сцена, которую Малик Зиди играет на высоком уровне, уже понимает, что за любые услуги в мире столицы так или иначе придется платить. Его Растиньяк не против заплатить услугами и уважением обворожительной Боссэан, но у него уже хватает ума понять, что быть обязанным услугой представителю, как бы сказали сегодня, мафиозных структур затея неудачная. (В эту ловушку попадется другой герой Бальзака, Люсьен Рюбампрэ).
Маликом Зиди и ограничиваются мои претензии к игре актеров в «Отце Горио». Он не показывает, как Растиньяк черствеет душой, набирается цинизма, поэтому и знаменитая финальная фраза на похоронах старика звучит неубедительно. Несомненная звезда фильма Азнавур, но и Карио, и Детмерс, и Флоранс Дарель (баронесса Нусинген, любовница Растиньяка, на дочери которой тот впоследствии и женится) и Андроне, играющая предательницу Тафейр, и Розамари Ла Вольпе (графиня де Ресто) все они подарили нам незабываемых, мыслящих и оригинальных персонажей, неповторимые типажи!
Вернемся к постановке Жаном-Даниэлем Верхаком «Отца Горио»: благодаря серьёзному отношению к первоисточнику и прекрасной работе сценариста Ж.-К. Карьера, фильм позволил замечательным актерам (об их игре ниже) показать не только «шекспировскую» историю неблагодарных дочерей и благородного отца в мире налогов, ренты, «основного капитала», но и дать зрителям возможность оценить многие пророческие мысли великого писателя. В частности, Бальзак оказался первым, кто поднял в своей «Человеческой Комедии» (одним из важнейших романов которой и является «Отец Горио») проблемы, связанные с «понаехавшими тут». Странно, что при обилии «Ромео и Джульетт в наши дни», никто так и не снял «современного Горио» - вот бы нашим режиссерам заняться, вместо того, чтоб римейки клепать! Впрочем, если на миг отвлечься от аутентичных и красивых костюмов, можно решить, что фильм Верхака как раз и рассказывает о наших днях: отца в приют, сбережения и повышенную пенсию «пилим», выходим в «элиту».
По сути, почти все жители «пансионата мадам Вокэ» (Бьяншон, Вотрен, сам Растиньяк, все - будущие герои одного или нескольких отдельных романов Бальзака), приехали в «Нерезиновку» того столетия, Великий мегаполис Париж, на поиски успеха и больших денег. У кого-то из них и вовсе нет связей, и остается рассчитывать только на трудолюбие (Бьяношон), у кого-то обширные знакомства в криминальном мире, а у юного Растиньяка кузина в местной «элите», виконтесса де Боссэан. Не факт, что она сможет или захочет помочь очередному бедному родственнику но Растиньяку несказанно везет развлечь скучающую маркизу историей об умирающем в нищете отце её элитных «подруг». Представительница старой аристократии (к которой Бальзак относился с почтительным придыханием), прекрасная маркиза (отличная игра Марушки Детмерс) сочувствует Горио, но для неё эта история слишком обыкновенна, да и «невозможно помогать каждому, кто сам себя губит». Но она решает замутить интригу против возмутивших её дочерей Горио в её глазах, «выскочек», банкирши баронессы Нусинген и графине де Ресто. И она не только вводит кузена в высший свет, - ей интересно, как будет отличаться встреча на шикарном балу от встречи в убогом пансионате Вокэ, - но и помогает неопытному провинциалу советами.
Впрочем, недостатка в «советчиках» у Растиньяка нет, господин Вотрен (образ потрясающе передан Чеки Карио) даже находит ему миллионершу для выгодного брака. Но Растиньяк и это, к слову, на мой взгляд, едва ли не единственная сцена, которую Малик Зиди играет на высоком уровне, уже понимает, что за любые услуги в мире столицы так или иначе придется платить. Его Растиньяк не против заплатить услугами и уважением обворожительной Боссэан, но у него уже хватает ума понять, что быть обязанным услугой представителю, как бы сказали сегодня, мафиозных структур затея неудачная. (В эту ловушку попадется другой герой Бальзака, Люсьен Рюбампрэ).
Маликом Зиди и ограничиваются мои претензии к игре актеров в «Отце Горио». Он не показывает, как Растиньяк черствеет душой, набирается цинизма, поэтому и знаменитая финальная фраза на похоронах старика звучит неубедительно. Несомненная звезда фильма Азнавур, но и Карио, и Детмерс, и Флоранс Дарель (баронесса Нусинген, любовница Растиньяка, на дочери которой тот впоследствии и женится) и Андроне, играющая предательницу Тафейр, и Розамари Ла Вольпе (графиня де Ресто) все они подарили нам незабываемых, мыслящих и оригинальных персонажей, неповторимые типажи!