PRO+
Растопи пламя!
В древнейший, уже давно развалившийся монастырь, приезжает известный профессор филологических наук Майкл Подавик, взяв вместе с собой любимую жену Эллен. Цель столь любопытного путешествия – отнюдь не простая туристическая прогулка, здесь всё значительно глубже и серьезнее. Дело в том, что профессор Подавик занимается исследованием жизни Уильяма Шекспира и стремится доказать всему миру, что известный драматург на деле был евреем Жако Пересом, сбежавшим из Испании во время начала гонения на...
Читать полностью
В древнейший, уже давно развалившийся монастырь, приезжает известный профессор филологических наук Майкл Подавик, взяв вместе с собой любимую жену Эллен. Цель столь любопытного путешествия – отнюдь не простая туристическая прогулка, здесь всё значительно глубже и серьезнее. Дело в том, что профессор Подавик занимается исследованием жизни Уильяма Шекспира и стремится доказать всему миру, что известный драматург на деле был евреем Жако Пересом, сбежавшим из Испании во время начала гонения на древний библейский народ. В монастыре, куда прибыл ученый, хранится большое количество старинных документов, на которых он и надеется обосновать доказательства своей гипотезы.
Как обычно в таких историях, во благо науки бывает принесено многое: начать стоит, пожалуй, с самого ученого. Еще в самом начале приезда в богоугодное заведение замечает он в отдалении, возле лесной полянки, статную красавицу – и, как следствие, возникает у него желание заполучить девушку в свою постель. Ученый муж (кстати заметить, уже довольно – таки преклонного возраста) дает себе обещание после окончания работы овладеть девушкой любой ценой.
Тем временем его ожидает не меньший сюрприз со стороны собственной благоверной, которая собирается самостоятельно выдолбить мужу дырки под рога, не дожидаясь, пока он сделает это ей. Она успешно отправляется на одиночную прогулку с целью завести новые знакомства и встречается со смотрителем развалин монастыря – Балтаром, который не только внезапно предлагает Эллен руку и сердце, но и прямо заявляет о своей божественной сущности – он, мол, является никем иным, как Мефисто – распорядителя людских душ, судьей небесным…
Долгая, но интересная притча с философскими нотками, медленно повествующая о страшных кознях дьявола, то и дело отсылающая зрителя к “Фаусту”, на протяжении всего фильма держит зрителя в нервном напряжении – и это несмотря на некоторую анемичность всего происходящего на экране, отличающегося от реального произведения Гёте медлительностью. Ритм нарочито замедлен: португальский режиссер, создавший данный фильм, специально помещает в центр кадра лишь двоих персонажей, на которых и идет все внимание зрителя. Особо подчеркивается вербальность ряда и музыкальной таинственности, появившейся благодаря искусству композиторов Игоря Стравинского и не менее известной Софьи Гайбадуллиной.
Показательный пример мастерства настоящего волшебника кино – это и есть O Convento. Истинному мастеру не требуются никакие дополнительные спецэффекты или особая компьютерная графика специалистов, стиль съемок и тщательно проработанный антураж съемок сделает все за них. В данном случае за дело взялся лучший творец в своем деле, поэтому ему понадобилось лишь несколько дублей со старинным особняком (стены и декорации абсолютно настоящие, как и дикий сад, в котором гуляют Эллен и Мефисто). Известнейшие актеры – Денёв и Малкович – всего лишь “таран”, благодаря которому фильм значительно быстрее пробивался на международную сцену.
Границы и весь авторский потенциал для внимательного зрителя начинают раскрываться еще с первых титров кино – первая цитата заявляет:”Каждый, кто посмел войти в этот монастырь, должен оглохнуть, онеметь и ослепнуть”. А для того, чтобы успешно противопоставить свое творение новомодному стилю постмодернизма, как раз начавшему завоевывать умы режиссеров и экраны “большого кино”, Оливейра создал фильм, богатый особыми символами и знаками. Что ж, для зрителя, обладающего большим интеллектуальным багажом, не составит особого труда расшифровать отдельные моменты, таящие в себе режиссерскую загадку.
Воистину Маноэль де Оливейра, пожалуй, наиболее оригинальный, яркий и уже маститый творец шедевров мирового кино. “Кто не был в Португалии, тот не был в кино!” – заявляют некоторые критики. Как так получилось, что человек, планировавший совершенно другую специальность, неожиданно начал покорять кинокультуру? Сейчас, в век развитого прогресса, режиссерами, продюсерами и постановщиками стремятся стать многие, но в далекие 30 – е годы, когда карьера Оливейра только начиналась, трудно было поверить, что когда – то этот усталый человек в измазанной рубашке, пытающийся перетащить огромную камеру, станет легендой национального кино.
Свой “Монастырь” Маноэль закончил в достаточно преклонном возрасте – ему на тот момент было около 87 лет. Отчего – то именно на преклонный возраст пришелся творческий расцвет, буквально ренессанс его деятельности – и именно Оливейра приглашали на многие престижные проекты, потому что он как никто другой умел вдохнуть жизнь в фильм, вложить в него частичку величия своей творческой души.
Как обычно в таких историях, во благо науки бывает принесено многое: начать стоит, пожалуй, с самого ученого. Еще в самом начале приезда в богоугодное заведение замечает он в отдалении, возле лесной полянки, статную красавицу – и, как следствие, возникает у него желание заполучить девушку в свою постель. Ученый муж (кстати заметить, уже довольно – таки преклонного возраста) дает себе обещание после окончания работы овладеть девушкой любой ценой.
Тем временем его ожидает не меньший сюрприз со стороны собственной благоверной, которая собирается самостоятельно выдолбить мужу дырки под рога, не дожидаясь, пока он сделает это ей. Она успешно отправляется на одиночную прогулку с целью завести новые знакомства и встречается со смотрителем развалин монастыря – Балтаром, который не только внезапно предлагает Эллен руку и сердце, но и прямо заявляет о своей божественной сущности – он, мол, является никем иным, как Мефисто – распорядителя людских душ, судьей небесным…
Долгая, но интересная притча с философскими нотками, медленно повествующая о страшных кознях дьявола, то и дело отсылающая зрителя к “Фаусту”, на протяжении всего фильма держит зрителя в нервном напряжении – и это несмотря на некоторую анемичность всего происходящего на экране, отличающегося от реального произведения Гёте медлительностью. Ритм нарочито замедлен: португальский режиссер, создавший данный фильм, специально помещает в центр кадра лишь двоих персонажей, на которых и идет все внимание зрителя. Особо подчеркивается вербальность ряда и музыкальной таинственности, появившейся благодаря искусству композиторов Игоря Стравинского и не менее известной Софьи Гайбадуллиной.
Показательный пример мастерства настоящего волшебника кино – это и есть O Convento. Истинному мастеру не требуются никакие дополнительные спецэффекты или особая компьютерная графика специалистов, стиль съемок и тщательно проработанный антураж съемок сделает все за них. В данном случае за дело взялся лучший творец в своем деле, поэтому ему понадобилось лишь несколько дублей со старинным особняком (стены и декорации абсолютно настоящие, как и дикий сад, в котором гуляют Эллен и Мефисто). Известнейшие актеры – Денёв и Малкович – всего лишь “таран”, благодаря которому фильм значительно быстрее пробивался на международную сцену.
Границы и весь авторский потенциал для внимательного зрителя начинают раскрываться еще с первых титров кино – первая цитата заявляет:”Каждый, кто посмел войти в этот монастырь, должен оглохнуть, онеметь и ослепнуть”. А для того, чтобы успешно противопоставить свое творение новомодному стилю постмодернизма, как раз начавшему завоевывать умы режиссеров и экраны “большого кино”, Оливейра создал фильм, богатый особыми символами и знаками. Что ж, для зрителя, обладающего большим интеллектуальным багажом, не составит особого труда расшифровать отдельные моменты, таящие в себе режиссерскую загадку.
Воистину Маноэль де Оливейра, пожалуй, наиболее оригинальный, яркий и уже маститый творец шедевров мирового кино. “Кто не был в Португалии, тот не был в кино!” – заявляют некоторые критики. Как так получилось, что человек, планировавший совершенно другую специальность, неожиданно начал покорять кинокультуру? Сейчас, в век развитого прогресса, режиссерами, продюсерами и постановщиками стремятся стать многие, но в далекие 30 – е годы, когда карьера Оливейра только начиналась, трудно было поверить, что когда – то этот усталый человек в измазанной рубашке, пытающийся перетащить огромную камеру, станет легендой национального кино.
Свой “Монастырь” Маноэль закончил в достаточно преклонном возрасте – ему на тот момент было около 87 лет. Отчего – то именно на преклонный возраст пришелся творческий расцвет, буквально ренессанс его деятельности – и именно Оливейра приглашали на многие престижные проекты, потому что он как никто другой умел вдохнуть жизнь в фильм, вложить в него частичку величия своей творческой души.