Соцреалистический экзистенциализм. Лучший фильм Даля.
Этот фильм нужно смотреть всем. Потому что он будет интересен любой категории зрителей. Любителям сценического мастерства – потому, что это лучший и едва ли не последний фильм Даля (великий артист играет здесь бесподобно, выкладывается на все сто, а, по слухам, после съемок, жаловался на полную опустошенность, заявляя, что « такой ролью можно и погордиться!»). Тем более, Далю в этом фильме подыгрывают такие серьезные актеры как Ирина Купченко, Н. Гундарева и А. Богатырев, и, конечно же, еще... Читать полностью
Этот фильм нужно смотреть всем. Потому что он будет интересен любой категории зрителей. Любителям сценического мастерства – потому, что это лучший и едва ли не последний фильм Даля (великий артист играет здесь бесподобно, выкладывается на все сто, а, по слухам, после съемок, жаловался на полную опустошенность, заявляя, что « такой ролью можно и погордиться!»). Тем более, Далю в этом фильме подыгрывают такие серьезные актеры как Ирина Купченко, Н. Гундарева и А. Богатырев, и, конечно же, еще один великий мастер – Евгений Леонов. Интересен фильм будет и молодым зрителям, которым, вероятно, будут чужды поднятые в картине проблемы, но которые, я уверен, захотят посмотреть, как жили в далеком 1979 году их родители, точней – бабушки и дедушки. Быт – с музыкой, костюмами, распорядком дня и вечерними пьянками, – в фильме показан детально, без украшательства и без модного с 90-ых годов очернения действительности позднего СССР.
Ну а те, кто любят размышлять над кинолентами и вообще склонны к философии, найдут в «Отпуске» не только много интересных ответов и до сих пор актуальных житейских проблем, но и смело могут задаться вопросом: почему «соцреалистическая» проза тех лет так похожа на экзистенциализм?
Ведь история инженера Зилова это история человека, ощущающего себя «посторонним» (почти по Альберу Камю) общему течению жизни, герой Даля (почти по Сартру) показан в момент, когда он испытывает «экзистенциальный кризис соответствия личности бытию».
Впрочем, вполне объяснимо, почему произведения лучших мастеров поздней советской прозы (А. Афанасьев, к примеру, фильм «Мелодия на два голоса») или драматургии, таких, как Вампилов, по пьесе которого и поставлен этот великий фильм, имеют все отчетливые приметы «экзистенциальной прозы». Ведь тогда еще не было модно писать о «сверхуспешных» людях или описывать жизнь властьимущих богачей и всемогущих партократов. Нет, настоящие писатели интересовались судьбой «обычного среднего человека» - таков и Зилов, хотя, как натура тонко чувствующая, он не совсем «обычный» и «средний». А именно такие герои и находились в те годы в глубоком душевом раздрае (как можно перевести на русский умное выражение «экзистенциальный кризис»). Потому что их жизнь ни в каком случае не соответствовала жизни «правильной», декларируемой по радио и ТВ. И этот разлад каждый переживал по своему – кто-то старался не замечать, как сослуживец Зилова Саяпин (Богатырев), кто-то, как жена Зилова (лучшая работа в кино Ирины Купченко), успешно пытались отгородиться от этих коллизий любовью. Начальник же героя, прекрасно сыгранный Евгением Леоновым жил уже «выше» и «лучше» подобных кризисов – но только до тех пор, пока Зилов из озорства и цинизма не «подбросил» вальяжному шефу одну из собственных подруг.
О судьбе героя Олега Даля можно рассуждать долго, но – посмотрите фильм, и многое станет понятно без всяких рецензий.
Это один из лучших фильмов 80-ых, с великолепными артистами, снятый на пике развития советской кинематографической школы. И пусть вас не смущает, что проект – телевизионный, не «киношный», – смотрится он все равно ярко и интересно.