Отпор Манштейну – равен пленению Паулюса.
В марте 2014 года исполнилось 90 лет замечательному военному писателю и сценаристу Юрию Бондареву. Поэтому грех не вспомнить лучшие фильмы по его книгам. Такие, как, например, «Горячий снег».
В аннотации не очень понятно указано, что бой, которому посвящена кинокартина, проходит «на подступах к Сталинграду». При такой формулировке, можно подумать, что речь идет об оборонительных боях 1942-ого года, когда фашисты еще только прорывались к Волге. На самом деле, в фильме рассказывается о... Читать полностью
В марте 2014 года исполнилось 90 лет замечательному военному писателю и сценаристу Юрию Бондареву. Поэтому грех не вспомнить лучшие фильмы по его книгам. Такие, как, например, «Горячий снег».
В аннотации не очень понятно указано, что бой, которому посвящена кинокартина, проходит «на подступах к Сталинграду». При такой формулировке, можно подумать, что речь идет об оборонительных боях 1942-ого года, когда фашисты еще только прорывались к Волге. На самом деле, в фильме рассказывается о критическом моменте операции по окончательному окружению армии Паулюса, об оборонительных боях советских гвардейцев на ВНЕШНЕМ кольце окружения, против двигающихся на прорыв танков и мотострелков Манштейна. Но тем тяжелее давались нашим артиллеристам и танкистам из 4-ой гвардейской «четырехтанковой» армии бои, что, после победоносного окружения и частичного разгрома немцев в Сталинграде, нашим бойцам вновь приходилось обороняться против превосходящего по силам врага. И стоять на смерть (что всей своей ролью командарма Бессонова подчеркивает Георгий Жженов), потому что иначе – не только гибель и проигрыш отдельного сражения, но и крах всей Сталинградской операции. И, значит, если сейчас артиллеристы (любимые герои романов Бондарева) не смогут остановить вражеские полчища – все жертвы под Сталинградом окажутся напрасными.
Именно этим и объясняется «жестокость» героя Жженова, приказывающего, буквально «умирать на месте расположения орудия». А это страшно – в бою «лоб в лоб» с танковой армадой. И ломаются характеры одних героев (лейтенанта Дроздовского, актер Н. Еременко), и проваляются во всей полноте незаметные ранее мужество и упрямство в характерах других персонажей (главный герой, лейтенант Кузнецов в исполнении Б. Токарева, «ездовой Сергунько»).
Но советское кино не было бы на самом деле истино гуманистическим, рассказывая даже о самых страшных боях на уничтожение, даже по лишенной «лакировки» военной действительности войны романам Бондарева. Даже оставленные собственным командиром полка без помощи, бойцы батарее Кузнецова-Дроздовского не только продолжают бой, но и заботливо собирают раненых, прячут их так, что тех не находят немцы, давно уже считающие батарею «подавленной». Как всегда, одной из важнейших тем в творчестве Бондарева является тема женщины на беспощадной войне. И в этом фильме актриса Т. Седельникова сыграла одну из лучших ролей – её медсестра Таня (непонятно почему переименованная так из книжной Зои), пожалуй – самый запоминающийся персонаж этой, казалось бы, сугубо мужской картины. Запоминается героиня не только беззаветным мужеством, - а постановщики боевых сцен постарались на славу: взрывы снарядов, наползающие многотонной массой на орудия немецкие танки очень впечатляют, - нет, «Таня» Седельниковой запоминается умением понимать людей (не только раненых), тем, что даже в этом жутком аду сражения она проявляет и жалость, и нежность. И жаль, что закономерна, по Бондареву, её гибель - но жензщинам и в самом деле не место на лютой войне. На обычной войне - но речь-то идет об Отечественной!
Фильм о сражении на неизвестной речушке Мышковой получился у Егиазарова зрелищным, жестким и одновременно, очень гуманистическим. Последнее – очень редкое для блокбастера (несмотря на цвет, картина таковым и является) качество. Смотреть всем. Особенно помогает несчастным зрителям, посмотревшим последние военные новинки российского кино - улучшить настроение после просмотров «Сталинграда» Бондарчука или «Цитадели» Михалкова.