Орлиное гнездо: непросто «уйти по-английски» от своры нацистов!
Продолжая обзоры фильмов по шотландскому писателю Алистеру Маклину, нельзя я обойти стороной картину Брайана Д. Хаттона «Там, где гнездятся орлы» - одну из самых знаменитых, хотя я лично навсегда отдал пальму первенства «Пушкам Наварроне». Интересно, что, в отличие от «Пушек», «Куклы на цепи» или «Семи склянок», в этом случае Алистер Маклинсначала быстро-быстро написал сценарий (по слухам, по категорическому требованию Р. Бёртона, обнаружившего в тот год, что в его обширной фильмографии нет...
Читать полностью
Продолжая обзоры фильмов по шотландскому писателю Алистеру Маклину, нельзя я обойти стороной картину Брайана Д. Хаттона «Там, где гнездятся орлы» - одну из самых знаменитых, хотя я лично навсегда отдал пальму первенства «Пушкам Наварроне». Интересно, что, в отличие от «Пушек», «Куклы на цепи» или «Семи склянок», в этом случае Алистер Маклинсначала быстро-быстро написал сценарий (по слухам, по категорическому требованию Р. Бёртона, обнаружившего в тот год, что в его обширной фильмографии нет одной «супергеройской» роли) для будущего фильма Хаттона, а, пока шли съемки уже и «переформатировал» сценарий в ставший бестселлером роман. И даже успел издать книгу.
То, что сценарий фильма написан «под Бёртона», к чести Маклина, начинаешь понимать только где-то в середине картины, когда выясняется, что «майор Смит» (Бёртон) никому не доверяет, почти всем лжёт, да и вообще, похоже, держит при себе не только план операции, но и её истинные цели. Вот тут-то, несмотря на то, что первая часть фильма развивается довольно неспешно, зритель и начинает «заводиться»: какие же на самом деле могут быть настоящие цели самоубийственного рейда? Ведь и те, что озвучены серьезней некуда спасение генерала генштаба!
Всё же искусство «красиво врать» тоже необходимо в кинематографе. Что с того, что ни СССР, ни союзники, ни разу и не пытались вытянуть из плена персону такого ранга? Нечто подобное удалось как раз гитлеровцам в истории с Муссолини. А вот во времена «советской пропаганды» настолько «взахлеб» фантазировать о Великой Войне не полагалось. Какой бы мог быть фильм про фантазии о спасении смоленского героя Лукина, ведь тогда наш кинематограф шел, по меньшей мере, в ногу с мировым! А вот американцы и шотландский сценарист не постеснялись, и в результате вышло динамичное, с юморком, военное кино. Детали тождественны: Альпы так Альпы (там и снимали), «Юнкерс» - так настоящий. Когда фильм попал в СССР, советскому зрителю было не очень привычно, что разведчики «наших» (союзников) не вызывают особенного уважения сплошь циники, предатели если не через одного, так через третьего. Да и немцы показаны не столько в страшном, сколько в чуть в ироническом виде. Но таковы правила начавшего тогда формироваться жанра боевика в стиле «главный герой со спутником уничтожает миллионы». В этом ключе фильм «Там, где гнездятся орлы» стал зачинателем традиции, достигшей апофеоза в третьем «Рембо» или «Красном скорпионе» - я не считал с калькулятором, в которой из картин герои перебили больше ворогов! Для 1968 года количество поверженных героями Бёртона и Иствуда (Шаффнер) неприятельских солдат было сенсацией.
В заключение хочу заступиться за Клинта Иствуда. По мере развития карьеры этого потрясающего актера (затем и отличного режиссера), критики все чаще стали поминать ему роль в этой картине Хаттона: дескать, такого туповатого, не слишком удачно пошучивающего Шаффнера мог сыграть любой, не раскрыл Клинт образ! Может быть, критики в чем-то правы. Но сегодня, зная потенциал Иствуда, невольно воспринимаешь этот его персонаж как еще одну «фишку» от режиссера и сценариста с целью запутать (а куда без этого в фильме про двойных и тройных агентов) зрителя: ждешь, ждешь, что Шаффнер вдруг как-то внезапно «переиграет» коллегу Смита
Итог: настоящий военно-приключенческий боевик. Груда трупов, красивый панорамы гор, настоящий замок, драки над пропастями, что особенно приятно детально воссозданная форма, реалистичное оружие и боевая техника и невероятные приключения. Ах да, конечно, есть и Красавица (Мэри Эллисон, персонаж Мэри Юр) но она в фильм не для «розовых соплей» или спекуляции на жалости вставлена!
Рекомендую к просмотру всем ценителям жанра. Можно с детьми (определенного возраста) трупы в «Там, где гнездятся орлы» кинематографичны, а не натуралистичны :)
То, что сценарий фильма написан «под Бёртона», к чести Маклина, начинаешь понимать только где-то в середине картины, когда выясняется, что «майор Смит» (Бёртон) никому не доверяет, почти всем лжёт, да и вообще, похоже, держит при себе не только план операции, но и её истинные цели. Вот тут-то, несмотря на то, что первая часть фильма развивается довольно неспешно, зритель и начинает «заводиться»: какие же на самом деле могут быть настоящие цели самоубийственного рейда? Ведь и те, что озвучены серьезней некуда спасение генерала генштаба!
Всё же искусство «красиво врать» тоже необходимо в кинематографе. Что с того, что ни СССР, ни союзники, ни разу и не пытались вытянуть из плена персону такого ранга? Нечто подобное удалось как раз гитлеровцам в истории с Муссолини. А вот во времена «советской пропаганды» настолько «взахлеб» фантазировать о Великой Войне не полагалось. Какой бы мог быть фильм про фантазии о спасении смоленского героя Лукина, ведь тогда наш кинематограф шел, по меньшей мере, в ногу с мировым! А вот американцы и шотландский сценарист не постеснялись, и в результате вышло динамичное, с юморком, военное кино. Детали тождественны: Альпы так Альпы (там и снимали), «Юнкерс» - так настоящий. Когда фильм попал в СССР, советскому зрителю было не очень привычно, что разведчики «наших» (союзников) не вызывают особенного уважения сплошь циники, предатели если не через одного, так через третьего. Да и немцы показаны не столько в страшном, сколько в чуть в ироническом виде. Но таковы правила начавшего тогда формироваться жанра боевика в стиле «главный герой со спутником уничтожает миллионы». В этом ключе фильм «Там, где гнездятся орлы» стал зачинателем традиции, достигшей апофеоза в третьем «Рембо» или «Красном скорпионе» - я не считал с калькулятором, в которой из картин герои перебили больше ворогов! Для 1968 года количество поверженных героями Бёртона и Иствуда (Шаффнер) неприятельских солдат было сенсацией.
В заключение хочу заступиться за Клинта Иствуда. По мере развития карьеры этого потрясающего актера (затем и отличного режиссера), критики все чаще стали поминать ему роль в этой картине Хаттона: дескать, такого туповатого, не слишком удачно пошучивающего Шаффнера мог сыграть любой, не раскрыл Клинт образ! Может быть, критики в чем-то правы. Но сегодня, зная потенциал Иствуда, невольно воспринимаешь этот его персонаж как еще одну «фишку» от режиссера и сценариста с целью запутать (а куда без этого в фильме про двойных и тройных агентов) зрителя: ждешь, ждешь, что Шаффнер вдруг как-то внезапно «переиграет» коллегу Смита
Итог: настоящий военно-приключенческий боевик. Груда трупов, красивый панорамы гор, настоящий замок, драки над пропастями, что особенно приятно детально воссозданная форма, реалистичное оружие и боевая техника и невероятные приключения. Ах да, конечно, есть и Красавица (Мэри Эллисон, персонаж Мэри Юр) но она в фильм не для «розовых соплей» или спекуляции на жалости вставлена!
Рекомендую к просмотру всем ценителям жанра. Можно с детьми (определенного возраста) трупы в «Там, где гнездятся орлы» кинематографичны, а не натуралистичны :)