Гламурный Аттила против сил хаоса
Довольно красивый фильм, который вряд ли может претендовать на особую историчность, хотя работу костюмеров и следует оценить по достоинству. Римские легионы вооружены так, как им, позабывшим времена расцвета военного искусства Рима, наверное, и положено. Гунны и вестготы, вероятно, - тоже. Хотя фрагменты металлических доспехов у рядовых гуннов несколько напрягают.
Когда упрекаешь подобные ленты в отсутствии «историчности», в отзывах почти наверняка появится: «а ты что сам видел?», «ты там... Читать полностью
Когда упрекаешь подобные ленты в отсутствии «историчности», в отзывах почти наверняка появится: «а ты что сам видел?», «ты там... Читать полностью
Довольно красивый фильм, который вряд ли может претендовать на особую историчность, хотя работу костюмеров и следует оценить по достоинству. Римские легионы вооружены так, как им, позабывшим времена расцвета военного искусства Рима, наверное, и положено. Гунны и вестготы, вероятно, - тоже. Хотя фрагменты металлических доспехов у рядовых гуннов несколько напрягают.
Когда упрекаешь подобные ленты в отсутствии «историчности», в отзывах почти наверняка появится: «а ты что сам видел?», «ты там был?». На подобные отклики следует ответить заранее – как раз об Аттиле, если не лениться, можно прочесть множество свидетельств современников. Именно они писали, что у рядовых гуннов была защита в виде костяных панцирей. Но, увы, на костюмерах всё соответствие истории и заканчивается. Далее в дело вступают сначала гримеры – и мы видим гуннов с шикарными стрижками и пушистыми от шампуней волосами, затем сценаристы – и мы можем забыть о «жестокостях» Аттилы, хотя, по описаниям, они реально заставили мир содрогнуться. Вообще, фильм сделан со столь явной симпатией к «варвару с востока» и таким безразличием к судьбе Западной цивилизации, что невольно закрадывается сомнение – или матушка режиссера погуляла с венгром, или фильм просто сделан на волне симпатий к новому члену НАТО (именно Венгрия считает себя родиной Аттилы, хотя никакой Венгрии в те времена в проекте не было).
Так же мы можем забыть и о том, что Аттила, несмотря на свою жестокость (а, может, благодаря ей), являлся мастером тактики и стратегии. Мы видим на экранах сплошной навал конницы (носи Аттила усы по пышнее, можно было бы решить, что американцы сняли фильм о буденновцах), и лишь вопреки логике, в битве на Каталуанских полях Аттила почему-то прет во главе пешего строя. Саму эту битву, по свидетельству очевидцев, «лютую, переменную, зверскую» тоже можно было б изобразить страшнее. Иначе при взгляде на сражение, решившее судьбу Запада, и вы будете вздыхать о малом бюджете фильма.
Можно было бы сказать, что очень хорошо показан мир разлагающегося Рима. Это в самом деле так, если бы сценаристы не позабыли о трех героях, возглавивших сопротивление нашествию Гуннов – аббате Сугерии, сенаторе Авите (он, а не Аэций привлек вестготов, аланов и часть франков на сторону Рима) и самом полководце Аэции. То, что его обозвали «Этием» - полбеды, но превращение из военачальника интригана уже не слишком соответствует реальности. Не показан и папа римский Лев, выплачивавший гуннам контрибуции за жизни людей в покоренных областях. Но нынче в кино хорошо показывать Церковь (любую) не модно. Зато неприязнь к Риму помогла воссоздать образ императора Валентиниана именно таким, каким его описывает, например, историк Иордан.
Итак, минусы: историчность, собственно военные действия таких незаурядных полководцев, как Аэций и Аттила, провал батальных сцен.
Плюсы: отличные актеры (Дж. Баттлер и Тим Керри особенно), наличие красавиц и роковых страстей. Ну и костюмы – мало того, что красивые, так еще, редкое дело, аутентичные эпохе.
Так что если вы настраивается не на исторический фильм (а тут «Аттила» уступает «Дакам» и «Борьбе за Рим»), а на красивую мелодраму с переживаниями на экзотическом фоне, - это кино для вас. Только не верьте сказанному тожественным голос эпилогу: «время хаоса опустилась после смерти Атиллы и Этия!». Именно эти два персонажа и есть самые яркие представители времени хаоса. :)
Когда упрекаешь подобные ленты в отсутствии «историчности», в отзывах почти наверняка появится: «а ты что сам видел?», «ты там был?». На подобные отклики следует ответить заранее – как раз об Аттиле, если не лениться, можно прочесть множество свидетельств современников. Именно они писали, что у рядовых гуннов была защита в виде костяных панцирей. Но, увы, на костюмерах всё соответствие истории и заканчивается. Далее в дело вступают сначала гримеры – и мы видим гуннов с шикарными стрижками и пушистыми от шампуней волосами, затем сценаристы – и мы можем забыть о «жестокостях» Аттилы, хотя, по описаниям, они реально заставили мир содрогнуться. Вообще, фильм сделан со столь явной симпатией к «варвару с востока» и таким безразличием к судьбе Западной цивилизации, что невольно закрадывается сомнение – или матушка режиссера погуляла с венгром, или фильм просто сделан на волне симпатий к новому члену НАТО (именно Венгрия считает себя родиной Аттилы, хотя никакой Венгрии в те времена в проекте не было).
Так же мы можем забыть и о том, что Аттила, несмотря на свою жестокость (а, может, благодаря ей), являлся мастером тактики и стратегии. Мы видим на экранах сплошной навал конницы (носи Аттила усы по пышнее, можно было бы решить, что американцы сняли фильм о буденновцах), и лишь вопреки логике, в битве на Каталуанских полях Аттила почему-то прет во главе пешего строя. Саму эту битву, по свидетельству очевидцев, «лютую, переменную, зверскую» тоже можно было б изобразить страшнее. Иначе при взгляде на сражение, решившее судьбу Запада, и вы будете вздыхать о малом бюджете фильма.
Можно было бы сказать, что очень хорошо показан мир разлагающегося Рима. Это в самом деле так, если бы сценаристы не позабыли о трех героях, возглавивших сопротивление нашествию Гуннов – аббате Сугерии, сенаторе Авите (он, а не Аэций привлек вестготов, аланов и часть франков на сторону Рима) и самом полководце Аэции. То, что его обозвали «Этием» - полбеды, но превращение из военачальника интригана уже не слишком соответствует реальности. Не показан и папа римский Лев, выплачивавший гуннам контрибуции за жизни людей в покоренных областях. Но нынче в кино хорошо показывать Церковь (любую) не модно. Зато неприязнь к Риму помогла воссоздать образ императора Валентиниана именно таким, каким его описывает, например, историк Иордан.
Итак, минусы: историчность, собственно военные действия таких незаурядных полководцев, как Аэций и Аттила, провал батальных сцен.
Плюсы: отличные актеры (Дж. Баттлер и Тим Керри особенно), наличие красавиц и роковых страстей. Ну и костюмы – мало того, что красивые, так еще, редкое дело, аутентичные эпохе.
Так что если вы настраивается не на исторический фильм (а тут «Аттила» уступает «Дакам» и «Борьбе за Рим»), а на красивую мелодраму с переживаниями на экзотическом фоне, - это кино для вас. Только не верьте сказанному тожественным голос эпилогу: «время хаоса опустилась после смерти Атиллы и Этия!». Именно эти два персонажа и есть самые яркие представители времени хаоса. :)