Голливудские актеры и арктический холод. ИЛИ: «Худшая экранизация антисоветского бестселлера».
В связи с возобновлением в Голливуде, до некоторой степени, настроений времен «холодной войны» - еще до «5 дней в августе», где-то начиная с фильма «Солт» с Джоли, в каждом фильме основной враг – это русскоязычная Империя Зла, мне показалось уместным вспомнить эту экранизацию шикарного антисоветского романа Алистера Маклина.
Роман действительно потрясающий – читая, вы ощущаете затхлый воздух в ограниченном пространстве новейшей американской подводной лодки (вездесущие русские агенты мало... Читать полностью
Роман действительно потрясающий – читая, вы ощущаете затхлый воздух в ограниченном пространстве новейшей американской подводной лодки (вездесущие русские агенты мало... Читать полностью
В связи с возобновлением в Голливуде, до некоторой степени, настроений времен «холодной войны» - еще до «5 дней в августе», где-то начиная с фильма «Солт» с Джоли, в каждом фильме основной враг – это русскоязычная Империя Зла, мне показалось уместным вспомнить эту экранизацию шикарного антисоветского романа Алистера Маклина.
Роман действительно потрясающий – читая, вы ощущаете затхлый воздух в ограниченном пространстве новейшей американской подводной лодки (вездесущие русские агенты мало того, что испортили систему вентиляции, так еще и подводный пожар на субмарине устроили!), чувствуете жуткий арктический холод, и вас до печенок пробирает описание мастером (а Маклин, несмотря на весь свой антисоветизм был подлинным Мастером) настоящего ужаса: пожара в ледяной Арктике. Как тушить? Надо ли вообще тушить – ведь песка там не найти а вода обратится в лед… Словом, былинным ужасом, профессиональным нагнетанием чисто шпионской интриги, роман «Полярная станция Z» оставлял очень сильное впечатление.
К великому несчастью, фильм сенсацией не стал. Возможно, оттого, что половину экранного времени зрителя заставляют пробыть в довольно простых декорациях, изображающих внутренности подлодки, а вторую половину – когда спасатели, вместе с неуловимыми агентами Кремля, высаживаются в Арктике – просто поражаешься неестественной игре артистов. Если учесть, что «на субмарине» они играли еще довольно сносно, а в «Арктике» начали фальшивить, можно предположить только две причины такой бездарной игры. Возможно, артистам просто надоело – они-то сценарий читали, кто шпионы, знали. Или же «теплолюбивым» голливудским артистам просто не под силу изобразить арктический холод, – ведь, для того чтоб изобразить, надо представить себя в этакой неприятности. Но, гладя на игру Рока Хадсона (Фаррадей) и Джима Брауна (капитан Лесли Эндерс), сразу понимаешь, что их представления о «лютом морозе» связаны скорее с морозильником для виски, чем с Арктикой. Патрик Макгухан играет чуть убедительней, неплох и ветеран Эрнест Борнгайн («Борис Власофф»), но в целом зрителю н поверить, что дело происходит в Заполярье.
Словом, в фильме нет главного: отличной (или хотя бы достоверной) «картинки», хотя оператор Д.Л. Фэпп и получил «Оскара» - но он и действительно старался, а вот режиссер с актерами подкачали. Второго же «Оскара» - за визуальные эффекты, - мне, честное слово, просто не объяснить. Нет их почти, эффектов, даже для уровня 1968 года. Единственное, что в фильме по настоящему красиво и не фальшиво – это музыка Мишеля Леграна.
Так что, если вам вдруг захочется посмотреть что-нибудь антисоветское, да еще и про «подводные лодки» - не смотрите этот фильм, лучше уж «Охоту за “Красным Октябрем”». Потому что редко случается так, что кинофильм уступает роману даже в «зрелищности», но кинокартина Стёрджесса как раз и не смогла передать силы тех описаний, которые вывели книгу Маклина в бестселлеры. Видимо, режиссер «Великолепной семерки» и сам ни разу не бывал нигде северней Голливуда.
Роман действительно потрясающий – читая, вы ощущаете затхлый воздух в ограниченном пространстве новейшей американской подводной лодки (вездесущие русские агенты мало того, что испортили систему вентиляции, так еще и подводный пожар на субмарине устроили!), чувствуете жуткий арктический холод, и вас до печенок пробирает описание мастером (а Маклин, несмотря на весь свой антисоветизм был подлинным Мастером) настоящего ужаса: пожара в ледяной Арктике. Как тушить? Надо ли вообще тушить – ведь песка там не найти а вода обратится в лед… Словом, былинным ужасом, профессиональным нагнетанием чисто шпионской интриги, роман «Полярная станция Z» оставлял очень сильное впечатление.
К великому несчастью, фильм сенсацией не стал. Возможно, оттого, что половину экранного времени зрителя заставляют пробыть в довольно простых декорациях, изображающих внутренности подлодки, а вторую половину – когда спасатели, вместе с неуловимыми агентами Кремля, высаживаются в Арктике – просто поражаешься неестественной игре артистов. Если учесть, что «на субмарине» они играли еще довольно сносно, а в «Арктике» начали фальшивить, можно предположить только две причины такой бездарной игры. Возможно, артистам просто надоело – они-то сценарий читали, кто шпионы, знали. Или же «теплолюбивым» голливудским артистам просто не под силу изобразить арктический холод, – ведь, для того чтоб изобразить, надо представить себя в этакой неприятности. Но, гладя на игру Рока Хадсона (Фаррадей) и Джима Брауна (капитан Лесли Эндерс), сразу понимаешь, что их представления о «лютом морозе» связаны скорее с морозильником для виски, чем с Арктикой. Патрик Макгухан играет чуть убедительней, неплох и ветеран Эрнест Борнгайн («Борис Власофф»), но в целом зрителю н поверить, что дело происходит в Заполярье.
Словом, в фильме нет главного: отличной (или хотя бы достоверной) «картинки», хотя оператор Д.Л. Фэпп и получил «Оскара» - но он и действительно старался, а вот режиссер с актерами подкачали. Второго же «Оскара» - за визуальные эффекты, - мне, честное слово, просто не объяснить. Нет их почти, эффектов, даже для уровня 1968 года. Единственное, что в фильме по настоящему красиво и не фальшиво – это музыка Мишеля Леграна.
Так что, если вам вдруг захочется посмотреть что-нибудь антисоветское, да еще и про «подводные лодки» - не смотрите этот фильм, лучше уж «Охоту за “Красным Октябрем”». Потому что редко случается так, что кинофильм уступает роману даже в «зрелищности», но кинокартина Стёрджесса как раз и не смогла передать силы тех описаний, которые вывели книгу Маклина в бестселлеры. Видимо, режиссер «Великолепной семерки» и сам ни разу не бывал нигде северней Голливуда.