Любовь уголовника и влюбленность сыщика
Роман «Прощай, любовь моя!» Р. Чандлера недаром стал самым экранизируемым из всех его произведений. По сути, Чандлер, сам часто сознававшийся в том, что «конструируя детектив, он играет не только с читателем, но и с самим собой», собрал в этом романе все свои любимые ситуации: безумного доктора садиста, связанного с наркотиками, тему потери памяти (на этот раз, для интереса – у самого Марлоу перед финальной сценой, когда он, временно ослепший, пытается восстановить все происшедшее), и...
Читать полностью
Роман «Прощай, любовь моя!» Р. Чандлера недаром стал самым экранизируемым из всех его произведений. По сути, Чандлер, сам часто сознававшийся в том, что «конструируя детектив, он играет не только с читателем, но и с самим собой», собрал в этом романе все свои любимые ситуации: безумного доктора садиста, связанного с наркотиками, тему потери памяти (на этот раз, для интереса – у самого Марлоу перед финальной сценой, когда он, временно ослепший, пытается восстановить все происшедшее), и многое другое. Оригинальность именно этому роману придает его пикантная завязка – первый и единственный раз детектива Фила Марлоу нанимает не миллионер и не мошенник, а… откровенный уголовник. Этот замечательный герой книги и экранизаций, Мусс (иногда – «Муз»), настолько колоритен, что затмевает порой самого главного героя, кто бы его не играл Марлоу: Митчем, как в фильме Ричардса1975-ого года, или Дик Пауэл, как в этом шедевре Эдварда Дмитрука. Именно поэтому режиссеры, к нашему счастью, так любят экранизировать это произведение: еще бы. Фактически «весь Чандлер» в одном фильме!
И вот на сегодня мы имеем две потрясающих картины по книге «Прощай, моя любовь!». Но, как вы уже поняли, «Это убийство» 1944-ого года мне нравится чуть больше, чем проект Дика Ричардса, хоть в нем и задействованы и Сталлоне и Шарлотта Рэмпинг.
В этом фильме больше чувствуется именно стиль крутого детектива от Чандлера. Чего стоит сыгранный Майклом Мазурски «Мусс», постоянно нависающий, в силу своих габаритов, над Марлоу – человеком среднего роста. Этот глуповатый и добродушный (пока не разозлишь!) гигант реально сошел со страниц романа, и он так трогательно разыскивает (не стесняясь убивать или пытать скрывающих информацию людей) свою единственную любимую девушку, «рыженькую Вельму». В более позднем фильме не смогли или не решились повторить именно эту шутку писателя – зверь, убийца, уголовник, но весьма доверчивый и не злой рецидивист, – такой образ показался абсурдным, но именно в таком нонсенсе и заключался черный юмор Чандлера! В этом фильме «Мусс» прекрасен! Как хороши и женщины Хелен-«Вельма» (Клер Тревор) и журналистка Энн Грейл (Энн Ширли). Кстати, роман «Прощай, Любовь моя», имеет ещё одну нехарактерную для остального творчества Чандлера сюжетную линию: намечающиеся романтические отношения между Марлоу и Энн имеют все шансы закончиться, не «как всегда», у этого романиста, а вполне счастливо. Что очен6ь хорошо и оригинально показал Эдвард Дмитрук в финальной сцене своей картины «Это убийство, милая» - хотя бы ради неё стоит смотреть!
Впрочем, фильм обязателен к просмотру все любителям настоящего голливудского «нуара», а так же бесподобной игре актрис. И, если в фильме 1975-ого года Шарлотта Рэмпинг справляется с ролью Вельмы ничуть не хуже Клэр Тревор, то очаровательную журналистку вообще выкинули из «нового» фильма – видимо. Не сочли Марлоу достойным счастливого секса или всё грустнее – не оказалось в 1975 году второй актрисы калибра Рэмпинг? А Энн Ширли играет свою «Энн» у Дмитрука очень обаятельно и до последних кадров таинственно.
За верность оригиналу, за тонко выдержанный стиль Чандлера, за Марлоу, Мусса, «безумного доктора Эмптора» (Отто Крюгер), за обеих шикарных девушек – 10 из 10!