Дорога к Гражданской войне или Герои настоящие и фальшивые.
Просматривая фильмографию четырежды номинанта и владельца одного "Оскара" Майкла Кёртиса, удивляешься тому, как режиссер смог снять более полутора сотен полнометражных картин, при этом почти в каждой из них говорить что-то оригинальное. Вот и «Дорога на Санта-Фе» - это не просто вестерн. Фильм можно назвать «политическим вестерном». Причем как раз традиционная для этого жанра составляющая в фильме не слишком впечатлит зрителя сегодняшнего времени. Да, масса перестрелок, но мы видели и...
Читать полностью
Просматривая фильмографию четырежды номинанта и владельца одного "Оскара" Майкла Кёртиса, удивляешься тому, как режиссер смог снять более полутора сотен полнометражных картин, при этом почти в каждой из них говорить что-то оригинальное. Вот и «Дорога на Санта-Фе» - это не просто вестерн. Фильм можно назвать «политическим вестерном». Причем как раз традиционная для этого жанра составляющая в фильме не слишком впечатлит зрителя сегодняшнего времени. Да, масса перестрелок, но мы видели и круче. «Капитан» Блад в этом фильме начинает свою карьеру со звания кадета в Вест-Пойнте, скрываясь под именем Джеба Стюарта. Будущего героя Конфедерации. Его прекрасная возлюбленная Кит Холлидей, – за исключением финальной сцены при казни, - тоже не поразит особенно сегодня искушенных зрителей, пусть её роль и играет считающаяся великой актрисой того времени Оливия де Хэвиленд. «Ужасный злодей» Райдер (полностью вымышленный персонаж с "ужасным" немецким именем «Карл»), под конец фильма и вовсе утомляет, пусть его и играет будущий президент США Ронни Рейган. Появляется ощущение, что его ввели в фильм только потому, что, в самом деле, нельзя же было изобразить самым отрицательным героем фильма американского национального героя Джона Брауна!
А вот тут мы подходим к самому интересному, что есть в фильме: его наполненности историческими персонажами и его идейной направленности. Создается ощущение, что, когда сценарий заурядного вестерна попал к выходцу из Европы Кёртису, а не к какому-либо «штамповщику» Голливуда (которых в любимом мной жанре «вестерна», к сожалению, во все времена было слишком много), тот решил подойти к делу со всей основательностью и свойственным европейцам уважением к историческим фактам. Поэтому и вместо пустой истории про то, как хорошие американские конные стрелки перестреляли нехороших ребят, на свет появился стоящий исторический фильм (не потребовавший большого и по тем временам бюджета) об Америке в преддверии Гражданской Войны.
С этой стороны фильм захватывает уже с первых минут, когда знакомишься с курсантами Вест-Пойнта, учившимися там военному делу под руководством полковника Роберта Ли: Джеб Стюарт, Филипп Шеридан, Джексон, Уилл Шерман. На самом деле в одно время учились только Стюарт и Шеридан, Шерман был старше, но драматический накал фильму это предает сразу. Особенно в сцене, где будущие генералы выслушивают гадалку-негритянку: сперва они радуются, что «очень скоро достигнут высоких чинов», потом просто хохочут над прорицательницей, не веря ей, когда она говорит, что случиться это на «той войне, где вы будете воевать друг против друга». Они пока только спорят между собой – стоит ли отменять рабство резко (Шерман и вымышленный Райдер) или это стоит делать постепенно (Стюарт). Показаны в фильме и сам Роберт Ли, и будущий лидер Конфедерации, Дженфферсон, занимавший в те годы пост военного министра.
Но крупнейшей удачей фильма я считаю образ Джона Брауна. Официальным «героем Америки» того признать все же в своё время постеснялись, но на войну «северяне» шли под песни о праведной жизни и мученической смерти этого крайне интересного человека. В самом деле, нельзя же и подумать, что «американским святым» чуть не стал один из самых реальных террористов тех лет. Недоверчивых зрителей то, как подан нам Джон Браун, фильм, может быть, даже заставит полазать по материалам о его жизни, доступным в Сети. Однако Майкл Кёертис не позволил себе никакого мухлежа. Он даже показал налет Брауна, получивший название «Резня в Потаватоми», когда, чтоб освободить десяток негров боевики-аболиционисты топорами зарубили 5 или шесть белых. Да и захват арсенала в Харпер-Ферри показан почти аутентично историческим материалам (вплоть до одного из первых в США захвата заложников). Не постеснялись и показать спонсоров террористов – благородных банкиров Бостона.
Фильм для тех, кто увлечен историей Гражданской войны в Америке (и для поклонников «Унесённых Ветром»). Как вестерн – не выше 6 из 10, как интересный исторический фильм – 9 из10.
А вот тут мы подходим к самому интересному, что есть в фильме: его наполненности историческими персонажами и его идейной направленности. Создается ощущение, что, когда сценарий заурядного вестерна попал к выходцу из Европы Кёртису, а не к какому-либо «штамповщику» Голливуда (которых в любимом мной жанре «вестерна», к сожалению, во все времена было слишком много), тот решил подойти к делу со всей основательностью и свойственным европейцам уважением к историческим фактам. Поэтому и вместо пустой истории про то, как хорошие американские конные стрелки перестреляли нехороших ребят, на свет появился стоящий исторический фильм (не потребовавший большого и по тем временам бюджета) об Америке в преддверии Гражданской Войны.
С этой стороны фильм захватывает уже с первых минут, когда знакомишься с курсантами Вест-Пойнта, учившимися там военному делу под руководством полковника Роберта Ли: Джеб Стюарт, Филипп Шеридан, Джексон, Уилл Шерман. На самом деле в одно время учились только Стюарт и Шеридан, Шерман был старше, но драматический накал фильму это предает сразу. Особенно в сцене, где будущие генералы выслушивают гадалку-негритянку: сперва они радуются, что «очень скоро достигнут высоких чинов», потом просто хохочут над прорицательницей, не веря ей, когда она говорит, что случиться это на «той войне, где вы будете воевать друг против друга». Они пока только спорят между собой – стоит ли отменять рабство резко (Шерман и вымышленный Райдер) или это стоит делать постепенно (Стюарт). Показаны в фильме и сам Роберт Ли, и будущий лидер Конфедерации, Дженфферсон, занимавший в те годы пост военного министра.
Но крупнейшей удачей фильма я считаю образ Джона Брауна. Официальным «героем Америки» того признать все же в своё время постеснялись, но на войну «северяне» шли под песни о праведной жизни и мученической смерти этого крайне интересного человека. В самом деле, нельзя же и подумать, что «американским святым» чуть не стал один из самых реальных террористов тех лет. Недоверчивых зрителей то, как подан нам Джон Браун, фильм, может быть, даже заставит полазать по материалам о его жизни, доступным в Сети. Однако Майкл Кёертис не позволил себе никакого мухлежа. Он даже показал налет Брауна, получивший название «Резня в Потаватоми», когда, чтоб освободить десяток негров боевики-аболиционисты топорами зарубили 5 или шесть белых. Да и захват арсенала в Харпер-Ферри показан почти аутентично историческим материалам (вплоть до одного из первых в США захвата заложников). Не постеснялись и показать спонсоров террористов – благородных банкиров Бостона.
Фильм для тех, кто увлечен историей Гражданской войны в Америке (и для поклонников «Унесённых Ветром»). Как вестерн – не выше 6 из 10, как интересный исторический фильм – 9 из10.