Киноклассика, классовая борьба и индивидуальное счастье.
Виктор Ивченко снял гениальный фильм мало кто с этим не согласится, если нарочито снятую без цвета (режиссеру казалось, что так будет ближе к революционной действительности) черно-белую «Гадюку» до сих пор пересматривают и не устают спорить о судьбе главной героини, мотивах её рокового выстрела: в состоянии аффекта стреляла Ольга или хладнокровно продолжила борьбу с «буржуазными пережитками»?
Надо сказать, что Виктор Ивченко идеально выбрал актрису для главной роли (в итоге, они с ней нашли... Читать полностью
Надо сказать, что Виктор Ивченко идеально выбрал актрису для главной роли (в итоге, они с ней нашли... Читать полностью
Виктор Ивченко снял гениальный фильм мало кто с этим не согласится, если нарочито снятую без цвета (режиссеру казалось, что так будет ближе к революционной действительности) черно-белую «Гадюку» до сих пор пересматривают и не устают спорить о судьбе главной героини, мотивах её рокового выстрела: в состоянии аффекта стреляла Ольга или хладнокровно продолжила борьбу с «буржуазными пережитками»?
Надо сказать, что Виктор Ивченко идеально выбрал актрису для главной роли (в итоге, они с ней нашли друг друга не только в искусстве, но и в личной жизни, именно после смерти Ивченко, своего третьего мужа, актриса так и не оправилась): огромные глаза и хрупкая фигурка Нинель Мышковой, плюс её невероятный артистический талант, позволили режиссеру с актрисой показать Ольгу Зотову настоящим живым человеком, очень реальным жизненным типом.
Не постеснялись постановщик и съемочная группа даже «поспорить» с «классиком советской литературы», автором повести, считавшим, что «Ольга не нашла в себе сил найти место в созидательной жизни из-за личного индивидуализма» (А. Толстой). Насильно вышвырнутая в самый ад гражданской войны из уютного и «богатого» дома, оказавшегося не таким безопасным, героиня Мышковой на экране не столько «грубеет» (как в повести Алексея Толстого), с «закаляется», становится более решительной. А дальше «тонкий» намек, непонятно как пропущенный цензурой тех лет: на войне Ольга привыкла считать врагами именно тех «лялечек» и «начальников трестов», которые, в мирное время, и создавали условия для бандитизма. Когда же Ольга возвращается с гражданской, она обнаруживает что те, с кем она боролась, вновь стали хозяевами жизни. Нельзя не отметить игру всего лишь 22-х летней Раисы Недашковской, которую пригласили на съемки прямо с пятого курса Киевского театрального института, и создавшей очень органичный образ Ляли Варенцовой.
Хотя фильм, в больше части, о женской судьбе, в нем даны и очень жесткие, натуралистичные сцены «боёвки»: сопровождающиеся расстрелами две смены власти в родном городке (ареной для съемок послужил один из культурных центров Западной Украины, город Черновцы) Зотовой, сама Гражданская война с её ожесточением, грязью и братоубийством. Так что психологическая драма умело соеденина в «Гадюке» Ивченко с военным экшном.
Сегодня, когда к «афганскому» и «чеченскому» синдрому добавился «украинский», пересмотреть картину имеет смысл в любом случае. Хотя при этом держать в памяти, что на Гражданской воевали не столько с внешним противником, сколько со вчерашним соседом. Насколько же тяжело было Ольге, вернувшись с войны, вновь оказаться рядом со знакомыми тех «соседей», которых она вчера убивала. А мирному разрешению конфликтов никто героиню Мышковой не научил. Так что смотрите, и присоединяйтесь к спору в состоянии аффекта стреляла Ольга, или в здравом уме «добивала» тех же классовых врагов.
Надо сказать, что Виктор Ивченко идеально выбрал актрису для главной роли (в итоге, они с ней нашли друг друга не только в искусстве, но и в личной жизни, именно после смерти Ивченко, своего третьего мужа, актриса так и не оправилась): огромные глаза и хрупкая фигурка Нинель Мышковой, плюс её невероятный артистический талант, позволили режиссеру с актрисой показать Ольгу Зотову настоящим живым человеком, очень реальным жизненным типом.
Не постеснялись постановщик и съемочная группа даже «поспорить» с «классиком советской литературы», автором повести, считавшим, что «Ольга не нашла в себе сил найти место в созидательной жизни из-за личного индивидуализма» (А. Толстой). Насильно вышвырнутая в самый ад гражданской войны из уютного и «богатого» дома, оказавшегося не таким безопасным, героиня Мышковой на экране не столько «грубеет» (как в повести Алексея Толстого), с «закаляется», становится более решительной. А дальше «тонкий» намек, непонятно как пропущенный цензурой тех лет: на войне Ольга привыкла считать врагами именно тех «лялечек» и «начальников трестов», которые, в мирное время, и создавали условия для бандитизма. Когда же Ольга возвращается с гражданской, она обнаруживает что те, с кем она боролась, вновь стали хозяевами жизни. Нельзя не отметить игру всего лишь 22-х летней Раисы Недашковской, которую пригласили на съемки прямо с пятого курса Киевского театрального института, и создавшей очень органичный образ Ляли Варенцовой.
Хотя фильм, в больше части, о женской судьбе, в нем даны и очень жесткие, натуралистичные сцены «боёвки»: сопровождающиеся расстрелами две смены власти в родном городке (ареной для съемок послужил один из культурных центров Западной Украины, город Черновцы) Зотовой, сама Гражданская война с её ожесточением, грязью и братоубийством. Так что психологическая драма умело соеденина в «Гадюке» Ивченко с военным экшном.
Сегодня, когда к «афганскому» и «чеченскому» синдрому добавился «украинский», пересмотреть картину имеет смысл в любом случае. Хотя при этом держать в памяти, что на Гражданской воевали не столько с внешним противником, сколько со вчерашним соседом. Насколько же тяжело было Ольге, вернувшись с войны, вновь оказаться рядом со знакомыми тех «соседей», которых она вчера убивала. А мирному разрешению конфликтов никто героиню Мышковой не научил. Так что смотрите, и присоединяйтесь к спору в состоянии аффекта стреляла Ольга, или в здравом уме «добивала» тех же классовых врагов.