Отношения «июнь - декабрь» в исполнении таланта Июня и таланта Декабря.
Знаю, знаю, что в публике более распространено название для подобных отношений «май-сентябрь». В среде психологов такая формулировка (как и «май сентябрь») и вовсе сразу же считается некорректной, и человек, произносящий это словосочетание сходу записывается в «пошлые профаны». Психологи предпочитают заменить эту формулировку выражением «дочь - отец». Но, в случае фильма Клода Соте «Нелли и месье Арно», я останусь верен придуманному мной определению «июнь - декабрь». Потому что, в этой... Читать полностью
Знаю, знаю, что в публике более распространено название для подобных отношений «май-сентябрь». В среде психологов такая формулировка (как и «май сентябрь») и вовсе сразу же считается некорректной, и человек, произносящий это словосочетание сходу записывается в «пошлые профаны». Психологи предпочитают заменить эту формулировку выражением «дочь - отец». Но, в случае фильма Клода Соте «Нелли и месье Арно», я останусь верен придуманному мной определению «июнь - декабрь». Потому что, в этой картине, нет ничего об «отцах и дочерях» (если не учитывать, что Пьер Арно в исполнении Серро был любовником матери героини Эммануэль Беар), - но никаких «отеческих» отношений в фильме нет, впрочем, как нет их и в «Последнем танго в Париже».
Почему «июнь - декабрь?». Да потому, что, вот, в том же «Танго» Шнайдер и Брандо слишком явно олицетворяют страстный, безумный от собственной дерзости «май» (Жанна от Шнайдер) и зрелый, но не лишенный яростных порывов, то мудрый, то глупый в своей мудрости «сентябрь» (Пол от Брандо). И, пусть Шнайдер и играет в знаменитой картине неестественно, через силу (мое мнение, вообще: «плохо играет»), именно их герои на века останутся кинематографическим отображением отношений «май - сентябрь».
У Нелли и господина Пьера Арно совсем другая ситуация, совсем другие характеры. Если честно, я вспомнил этот фильм в связи с дискуссией по поводу предпоследней картины Жана-Клода Бриссо, «В жанре приключения» (у нас переводится как «Интимные приключения») с Кэрол Брана (не имеет отношения с сэру Брана) и стареньким лысым Этьеном Шико из «Неприкасаемых» и «За шкуру копа». В фильме Бриссо 2008 года и картине Соте 1998 года - очень похожи главные персонажи. Это и уже поумневший «май», превратившийся в «июнь» и пытающийся разобраться не столько в сексе, сколько в том, как же так получается время пролетает, и скоро уже станешь «июлем», как минимум и старый мудрый «декабрь», который не испытывает особенных желаний, разве что посидеть с интересным собеседником, и тоскует от того, что никому из представителей нового поколения его мудрость «тибетского математика» не нужна. К сожалению, на «Приключение» Бриссо рецензия уже есть, да и в целом картина получилась более мистичной и красивой, чем у Соте, но менее внятной, поэтому ограничусь рассуждениями о Нелли и господине Арно.
Действительно, «июнь» и «декабрь», других сравнений мне не подобрать. Нелли от прекраснейшей (не только в возрасте 32-х лет, - её героиня гораздо моложе, - когда она снималась в этой картине Клода Соте) Эммануэль Беар давно миновала свою «весну безумных упований», когда кажется еще день, другой, и всё сбудется, «всё станет так, как ты захочешь». Для Нелли «май» закончился: муж не хочет работать - а зачем, если есть прожиточный минимум-пособие, да еще и телевизор, а, главное, её спутник жизни, Жером (Шарль Берлинг) ни к чему не стремится, ничем (кроме того, что подсовывает ему «зомбоящик») не увлекается и наверное, самое важное для каждой молодой женщины, даже не хочет попытаться проверить себя в чем-то новом!
Какая тоска, этот парень, Жером, тоже никоим образом не «весенний» персонаж. Но у него нет мудрости и захватывающих, полезных воспоминаний «человека декабря», господина Арно, Жером Шарля Берлинга никто вне времени. Таким быть очень удобно, но таких выбирают только дамы с чрезмерным материнским инстинктом для такого большого дитятки.
И вот, в трудах «лета своей жизни» (квартплата, отсутствие твердого заработка, а, в основном, отсутствие интересного человека, ради которого хотелось бы все это получить, ради которого интересно было бы жить), Нелли встречает «человека декабря», старинного друга собственной матери, господина Арно. Мишель Ларок, Кароли Заонеро сыграли очень хорошо, но в этом отзыве речь пойдет только о центральных персонажах.
Мишель Серро чудесным образом показывает, как в его персонаже, умном, много повидавшем, мудром и именно в силу мудрости ни на какие чудеса в своей личной жизни давно не рассчитывающем человеке, под воздействием Нелли, точней, того неподдельного, главное УМНОГО интереса, который она проявляет к его жизни, внезапно начинает просыпаться интерес к тому волшебству, что порой дарит жизнь.
Казалось бы, мсье Арно от Серро не тот человек, чтоб верить в «волшебное» в той реальной жизни, которую он слишком хорошо изучил, но, тем не менее он преображается.
А что же Нелли? Эммануэль Беар дает артистичный, потрясающий ответ всем тем сверстникам, которые с каменного века и до наших дней твердят с обидой: «эта дура предпочла мне старика!», так и не понимая, почему с ними это получилось. Хотя поначалу Нелли относится к герою Серро с настороженностью («знаем мы, зачем молоденькие девушки богатым старичкам!»), его жизнь, его рукопись, перепалки с автором захватывают её. И, казалось бы дальше между ними должно неизбежно вспыхнуть "волшебное" чувство.
Но в чем Клод Соте, Беар и Серро молодцы, так это в том, что они решительно закрыли все пути «волшебному», «сказочному» и невероятному. Весна позади, добро пожаловать в реальную жизнь! Мсье Арно слишком выморожен «декабрем» своей жизни, чтоб рискнуть, хотя он и нелепо пытается пару раз. А Нелли слишком уже не «майская», слишком прагматичная. И, пусть она хорошо понимает, что с Пьером Арно ей всегда будет интересней жить (в квартире, или на необитаемом острове), разговаривать, спорить, но появляться с таким «стариком» в обществе друзей мужества ей не хватает. Да и секс с издателем книг Пьера Арно, Грегуаром, кажется ей более пристойным. К тому же Грегуара всегда можно «предъявить подругам».
И Э. Беар игрой убеждает зрителей: её героиня права, «человек декабря» Пьер Арно дал ей все, что мог - знания, уверенность в себе самой (да и финансово, немного, но помог, хоть под конец этот аспект уже не столь важен), смелость верить собственным мечтам и соизмерять их с реальной жизнью. С этим «наследством Арно» , да при её красоте и уме мало того, что все парни её, вся жизнь будет «в кармане», если на Нелли не повиснет грузом сам мсье Пьер. И она радуется в первый миг, когда тот уезжает.
Только вот почему на лице Нелли такое горькое, беспредельное сожаление, когда она понимает, что Арно уехал, и вряд ли они с ним еще встретятся?
Великолепный, сильный фильм. Смотреть всем, кому еще интересна любовь. Не только юношам, недоумевающим, «почему со стариками интереснее», но и девушкам: связывать жизнь с «декабрём» (имхо), не стоит, но сколько можно пережить интересного!