Это вам не «Цель вижу!» или «БатальонЪ»! Тут все четко.
Лучший фильм о женщинах на фронте.
Этот не слишком зрелищный, к тому же, безусловно, «малобюджетный» даже для далекого 1973-его года фильм вспомнился мне при просмотре крайне неудачного современного фильма на тему «женщины на войне», - «Цель вижу». Будучи потрясен современным пониманием войны в той абсолютно беспомощной, с точки зрения сюжета, киноленте, я все же решил проверить – не снималось ли чего достойного в далекие советские годы, не считая великого «А зори здесь тихие». И... Читать полностью
Этот не слишком зрелищный, к тому же, безусловно, «малобюджетный» даже для далекого 1973-его года фильм вспомнился мне при просмотре крайне неудачного современного фильма на тему «женщины на войне», - «Цель вижу». Будучи потрясен современным пониманием войны в той абсолютно беспомощной, с точки зрения сюжета, киноленте, я все же решил проверить – не снималось ли чего достойного в далекие советские годы, не считая великого «А зори здесь тихие». И... Читать полностью
Лучший фильм о женщинах на фронте.
Этот не слишком зрелищный, к тому же, безусловно, «малобюджетный» даже для далекого 1973-его года фильм вспомнился мне при просмотре крайне неудачного современного фильма на тему «женщины на войне», - «Цель вижу». Будучи потрясен современным пониманием войны в той абсолютно беспомощной, с точки зрения сюжета, киноленте, я все же решил проверить – не снималось ли чего достойного в далекие советские годы, не считая великого «А зори здесь тихие». И совершенно случайно нашел этот замечательный фильм на сайте.
Чем примечателен фильм, если он не зрелищный? Без спецэффектов? Даже если забыть, что война сама по себе не слишком зрелищное дело, и на 80 процентов состоит из тяжелой работы, ведь мы все же говорим не о войне, а о кинематографе? Прежде всего – актерской игрой. Я даже не говорю о «грандах», Валерий Золотухин (лейтенант Васильев, принявший на обучение, а, затем, и под командование на фронте группу девушек) и Екатерина Васильева, как всегда, выдают мастер-класс. Но в этом фильме запоминается не только играющий пару эпизодов Эрнст Романов (более, все же, артист театра, не кино), но и никому неизвестные сейчас Е. Сабельникова (сержант Катя Сомова) и Л. Старицкая, чья героиня, Валя Тихонова, гибнет еще во время учебы. Увы, сапер ошибается один раз. О чем знает герой Золотухина, напоминающий прочно забытую современными режиссерами военную мудрость: «никому не нужны мертвые специалисты!». Тем не менее – «в нашем деле смерть приходит и к самым опытным», поэтому фильм достаточно жесткий.
Прекрасно потрудились и костюмеры – фальши нет ни в форме, ни в знаках различия, ни даже в тех смешных шубках, шалях, накидках, в которых девушки прибыли в часть с гражданки. То ли серьёзнее относились в те годы к своему ремеслу работники кино, то ли рядом были живые консультанты, - отцы и матери, и поэтому врать было стыдно. Тем не менее, девушек учат настолько хорошо, что некоторое время гибель обходит их стороной. И создатели фильма мудро ускоряют события, в заключительной части фильма мы встречаемся с героинями в 1944-ом году, когда командование, во время снятия Блокады, вынуждено – внимание, «вынуждено!» - использовать девушек-саперов и их чудесных «минно-розыскных» собак в качестве санитаров. Тем не менее, режиссер и сценарист достаточно уважают правду войны и подчеркивают, что недолгая служба санитарками была вынужденным шагом командования, и героини возвращаются к своей воинской специальности.
Отдельного слова заслуживают снятые в фильме красавцы и красавицы, - «минно-розыскные» собаки, - от колли и среднеазиатской овчарки до обычной дворняги. В сегодняшнем кино есть какое-то дикое, непонятное мне табу: смерть людей показывать можно в самых гнусных деталях, но упаси бог режиссера снять раненую собачку или мертвую кошечку – люди-зрители ЗАГРЫЗУТ. В те годы подобного идиотизма не существовало, но не волнуйтесь, никаких крупных планов со страдающими животными. Хотя героине Васильевой (прекрасный образ Зинаиды Горюновой) и принадлежат суровые слова, которыми она быстро приводит в чувство рыдающую над погибшим псом девчонку: «нам людей спасать, а не время терять!». И, поскольку в современных кинолентах собак крайне мало, на них приходится любоваться только в подобных, уже почти «старинных» фильмах.
Наконец, еще один плюс – танцевальная музыка военных лет (да-да и такая была! во время войны не только страдали или печалились!), звучащая в фильме – и «Эх, Андрюша!», и «хиты» Утесова.
К минусам можно было бы отнести то, что в фильме слишком много авторской речи, но интонации читающего закадровый тест В. Золотухина очень проникновенны.
Если судить исключительно объективно, фильму можно поставить 8 из 10 (ну нет в фильме «красивых» картинок, эффектных взрывов, вывороченных кишок), но, с учетом того, что это лучший фильм о женщинах на войне, в деталях правдоподобно снятых военных действий – 9 из 10. Ведь в «А зори здесь тихие» девушки все же не на передовой. не на фронте…
Этот не слишком зрелищный, к тому же, безусловно, «малобюджетный» даже для далекого 1973-его года фильм вспомнился мне при просмотре крайне неудачного современного фильма на тему «женщины на войне», - «Цель вижу». Будучи потрясен современным пониманием войны в той абсолютно беспомощной, с точки зрения сюжета, киноленте, я все же решил проверить – не снималось ли чего достойного в далекие советские годы, не считая великого «А зори здесь тихие». И совершенно случайно нашел этот замечательный фильм на сайте.
Чем примечателен фильм, если он не зрелищный? Без спецэффектов? Даже если забыть, что война сама по себе не слишком зрелищное дело, и на 80 процентов состоит из тяжелой работы, ведь мы все же говорим не о войне, а о кинематографе? Прежде всего – актерской игрой. Я даже не говорю о «грандах», Валерий Золотухин (лейтенант Васильев, принявший на обучение, а, затем, и под командование на фронте группу девушек) и Екатерина Васильева, как всегда, выдают мастер-класс. Но в этом фильме запоминается не только играющий пару эпизодов Эрнст Романов (более, все же, артист театра, не кино), но и никому неизвестные сейчас Е. Сабельникова (сержант Катя Сомова) и Л. Старицкая, чья героиня, Валя Тихонова, гибнет еще во время учебы. Увы, сапер ошибается один раз. О чем знает герой Золотухина, напоминающий прочно забытую современными режиссерами военную мудрость: «никому не нужны мертвые специалисты!». Тем не менее – «в нашем деле смерть приходит и к самым опытным», поэтому фильм достаточно жесткий.
Прекрасно потрудились и костюмеры – фальши нет ни в форме, ни в знаках различия, ни даже в тех смешных шубках, шалях, накидках, в которых девушки прибыли в часть с гражданки. То ли серьёзнее относились в те годы к своему ремеслу работники кино, то ли рядом были живые консультанты, - отцы и матери, и поэтому врать было стыдно. Тем не менее, девушек учат настолько хорошо, что некоторое время гибель обходит их стороной. И создатели фильма мудро ускоряют события, в заключительной части фильма мы встречаемся с героинями в 1944-ом году, когда командование, во время снятия Блокады, вынуждено – внимание, «вынуждено!» - использовать девушек-саперов и их чудесных «минно-розыскных» собак в качестве санитаров. Тем не менее, режиссер и сценарист достаточно уважают правду войны и подчеркивают, что недолгая служба санитарками была вынужденным шагом командования, и героини возвращаются к своей воинской специальности.
Отдельного слова заслуживают снятые в фильме красавцы и красавицы, - «минно-розыскные» собаки, - от колли и среднеазиатской овчарки до обычной дворняги. В сегодняшнем кино есть какое-то дикое, непонятное мне табу: смерть людей показывать можно в самых гнусных деталях, но упаси бог режиссера снять раненую собачку или мертвую кошечку – люди-зрители ЗАГРЫЗУТ. В те годы подобного идиотизма не существовало, но не волнуйтесь, никаких крупных планов со страдающими животными. Хотя героине Васильевой (прекрасный образ Зинаиды Горюновой) и принадлежат суровые слова, которыми она быстро приводит в чувство рыдающую над погибшим псом девчонку: «нам людей спасать, а не время терять!». И, поскольку в современных кинолентах собак крайне мало, на них приходится любоваться только в подобных, уже почти «старинных» фильмах.
Наконец, еще один плюс – танцевальная музыка военных лет (да-да и такая была! во время войны не только страдали или печалились!), звучащая в фильме – и «Эх, Андрюша!», и «хиты» Утесова.
К минусам можно было бы отнести то, что в фильме слишком много авторской речи, но интонации читающего закадровый тест В. Золотухина очень проникновенны.
Если судить исключительно объективно, фильму можно поставить 8 из 10 (ну нет в фильме «красивых» картинок, эффектных взрывов, вывороченных кишок), но, с учетом того, что это лучший фильм о женщинах на войне, в деталях правдоподобно снятых военных действий – 9 из 10. Ведь в «А зори здесь тихие» девушки все же не на передовой. не на фронте…