Есть ли у жизни смысл?
Коэн Лет (Кристоф Вальц), математик, живёт в недалёком будущем, у него депрессия, разнообразные фобии, и поэтому он наконец-то добивается разрешения работать дома, а не в офисе, где ему мешают работать шумные сослуживцы в своих пёстрых нарядах. Но Босс (Мэтт Деймон) ставит ему условие, что, если он будет работать дома, должен заняться решением теории Зеро, утверждающей, что расширение Вселенной через миллиарды лет сменится на сжатие и со временем в точку сингулярную сожмётся. Коэн, разбираясь с... Читать полностью
Коэн Лет (Кристоф Вальц), математик, живёт в недалёком будущем, у него депрессия, разнообразные фобии, и поэтому он наконец-то добивается разрешения работать дома, а не в офисе, где ему мешают работать шумные сослуживцы в своих пёстрых нарядах. Но Босс (Мэтт Деймон) ставит ему условие, что, если он будет работать дома, должен заняться решением теории Зеро, утверждающей, что расширение Вселенной через миллиарды лет сменится на сжатие и со временем в точку сингулярную сожмётся. Коэн, разбираясь с этой теорией, с Бейнсли (Мелани Тьерри), виртуальной проституткой, отношения заводит, а также с Бобом (Лукас Хеджес), сыном-подростком Босса, талантливым хакером.
Инерция мышления является страшной силой. Эта картина Терри Гиллиама в первых кадрах напоминает его фильм «Бразилия», и критики многие на Западе пишут, что и этот фильм посвящён тоже противостоянию бездушной бюрократии и маленького человека. Но это не так. Проблемы Коэна Лета никакого отношения к устройству общественному не имеют. Герой переживает не бюрократический кризис, а религиозный и
экзистенциальный. Он боится пространств открытых, людей, мира, что находится вне его дома, который раньше был церковью, а он купил её после пожара по дешёвке. И он всю жизнь живёт с идеей, что телефон когда-нибудь обязательно зазвонит, и он ответы получит на все мучающие его вопросы.
Коэн с иврита переводится как священник, и он дни проводит в ожидании миссии. В фильме есть ещё сын, отец и девушка, которая работает в виртуальном, как бы в духовном пространстве. То есть «Теорема Зеро» рассматривается как аллегория об отношениях иудеев-ортодоксов с Богом. Причём как христианская аллегория, потому что в Троицу иудеи не верят.
Сам же режиссёр Гиллиам в интервью говорит, что фильм его направлен и против христианства, и против иудаизма. Босс – это не совсем Бог христиан, в Бобе трудно угадать Иисуса ( пусть даже он с ломтиками пиццы вместо кусков хлеба), да и какой ещё Святой Дух из блудницы Бейнсли. Хотя иудаизм, а точнее от жизни отказ из-за ожидания миссии-Мессии, данный фильм атакует даже агрессивнее, чем идеалы христианские, ведь Троица, особенно Бейнсли и Боб, стараются искренне герою помочь, а не растоптать.
Фильм «Теорема Зеро» вряд ли можно назвать захватывающим, потому что состоит почти целиком из бесед с подтекстом религиозным, да и содержание довольно примитивное.
Коэн везде неправ, и эта неправота сразу же в кинофильме декларируется, и это из тирад героя вырывает полемический накал. Да и, кроме того, этот эксцентричный слабак и нытик вызывает лишь жалость, а не сочувствие, и многое, что происходит с Коэном, лишается поэтому драматизма.
Но главные актёры очень даже обаятельные, особенно обворожительная Тьерри, и от отношений их веет такой душевностью и теплотой, какую встретишь редко в философском и фантастическом фильме. И, к тому же, Гиллиам создаёт как всегда мир с большим количеством неожиданных и изобретательных деталей, таких, например, как реклама Церкви Бэтмана-Спасителя или психотерапевта виртуального (Тильда Суинтон), внезапно начинающего рэп читать.
Все артисты сыграли очень хорошо. Кристоф Вальц прекрасно задумки режиссёра исполнил и ещё в образ Коуэна добавил свою харизму и отличительные личные качества.
Тильда Суинитон вжилась отлично в образ психотерапевта, и экстравагантный необычный парик не портил её, а вызывал лишь положительные эмоции. Босс в исполнении Мэтта Деймона выглядит убедительно и уверенно.
Но нужно, конечно, отметить, что данный кинофильм для понимания довольно сложный.