Бенгази – компьютерная стрелялка с бонусами, Кольвези – человеческая быль. Или как Мобуту с Мбумбой поссорились.
Сегодня, когда народ ликует от «Тайных солдат Бенгази» с запредельными уровнями выживаемости и невредимости, очень хочется вспомнить один из незаслуженно забытых лучший французских военных фильмов, «Легион высаживается в Кольвези».
. Конечно, режиссеру Раулю Кутару далеко до мэтра французского военного кинематографа Пьера Шендеверна, и фильм тоже (как и «Бенгази») не свободен он политический пропаганды чего стоят «белокожие» (восточнее немцы или прямо наши советские советники?) деятели в... Читать полностью
. Конечно, режиссеру Раулю Кутару далеко до мэтра французского военного кинематографа Пьера Шендеверна, и фильм тоже (как и «Бенгази») не свободен он политический пропаганды чего стоят «белокожие» (восточнее немцы или прямо наши советские советники?) деятели в... Читать полностью
Сегодня, когда народ ликует от «Тайных солдат Бенгази» с запредельными уровнями выживаемости и невредимости, очень хочется вспомнить один из незаслуженно забытых лучший французских военных фильмов, «Легион высаживается в Кольвези».
. Конечно, режиссеру Раулю Кутару далеко до мэтра французского военного кинематографа Пьера Шендеверна, и фильм тоже (как и «Бенгази») не свободен он политический пропаганды чего стоят «белокожие» (восточнее немцы или прямо наши советские советники?) деятели в штатском, дающие кроваво-марксисткие рекомендации захватившим Кольвези неграм.
Тут необходимо пояснение, что это за негры захватывают город в фильме. И что за негры вяло (это до победы французских точнее «иностранного леиона» десантников) там сопротивляются. Не рискну проводить аналогию с современной Украиной, масштабы военных действий несравнимы, к сожалению, и потерь за 14-16 годы уже куда как больше, но и без сравнения не обойтись.
В те годы Катанга была «царством конголезских регионалов». Вот только «регионалы» эти были весьма разными. Сперва там укрепился и, собственно «самопровозгласил» Катангу мало чем отличающийся от людоеда Чомбе. Затем он перебрался на царство в само Конго, а к власти в Катанге пришел «интеллектуал-демократ» Кавасубу. Но Кавасубу слишком много говорил о «западных ценностях», но совсем почти не давал Западу столь необходимых ему полезных элементов (в том числе и редкоземельных), развалив работу на рудниках того же Кольвези. И уже сами западные лидеры отправили старичка на пенсию, заменим во главе Катанги «кризисным менеджером» Мобуту. Тот послушно продолжил разработку западных рудников, да вот беда в соседнем Конго уже скопилось более 7 тысяч «истинных катангийцев» во главе с неким Мбумбой бывшим подельником Чомбе, с которым они рассорились чисто по экономическим причинам: кому воровать больше. Чомбе намекнул Мбумбу на судьбу Лумумбы (уж извините меня за такое выражение) и позволил формировать «тигров освобождения Катанги».
Их мы и видим в фильме почти сразу после бала, то есть вечеринки у французских пролетариев, за каким-то чертом еще обслуживавших рудники Кольвези впрочем, Мобуту обещал им неприкосновенность, а западные фирмы платили. Впрочем, главный герой Пьер Дельбар (что бы французское кино делало без Бруно Крамера, способного подать в достоверном виде любые роли!) собирается домой, во Францию, вместе с чернокожей супругой и очаровательным ребенком. А ему на смену пребывает молодой и полный энтузиазма «заработать и домой» Мариус. Но Мариус (Лоран Малэ) не успевает даже влюбиться в чернокожую красотку: «тигры Мбумбы» непонятным образом просто оказываются на улицах Кольвези, и, вполне в стиле нацистов на второй мировой, продвигаются, постреливая от бедра, во всё, что движется.
Это непонятное появление «революционеров» из соседней страны в фильме не объяснено, не иначе, режиссер понадеялся, что все решат, что это Советы помогли Мбубме. На самом деле тот и сам дураком не был, и боевые группы «тигров» просачивались в Катангу два или три года до событий 1978. На улицах Кольвези: убийства, расстрелы, белых и «черных коллаборационистов» - без разницы. В гостиницах и зданиях жандармерии взяты заложники всех цветов кожи. Режиссер как бы показывает нам, для «революционных тигров» Мбумбы цвет кожи роли не играет, только классовая принадлежность к пролетариями или угнатетелям и их наемникам.
Это все есть в фильме, но хочется обратить внимание, как ловко «отмазался» тот, кто по идее, должен был защищать европейцев гражданин Мобуту, очень вовремя, обнаружил, что верные ему воинские части (которые обучали и вооружали европейцы за свой счет) - «где-то на маневрах в далеких горах».
Вот и остается 200 человек бельгийцев, да часть иностранного легиона Франции в Киншасе при том, что сам легион базируется на Корсике.
Три долгих дня а убийства не прекращаются идет «согласование планов» со всеми радостями вроде утечки информации из Парижа к Мбумбе. Но, зато, когда, наконец, легион «прыгает в Кольвези» (а я бы так и перевел название «La ligion saute sur Kolwezi
») просто сердце радуется от кадров штурма и последующей зачистки. Никакого вопиющего непрофессионализма, как в недавнем американском «Уцелевшем» (там "профи" голосованием решали: наверх или вниз, отпустить или расстрелять), никаких «бонусов» к «сверхжизни»: если уж снайпер Мбумба не потерял хладнокровия, пулеметчика он завалит! Солдаты не проявляют излишнего героизма, если уж им встречаются вражеские БМП. Не стесняются отступить, заманить, потом только уничтожить. Офицеры профессиональны и полковник Дибур (Роберт Этчиверри) и полковник Грсссе (Пьер Ванек). Вот так и должны действовать и побеждать опытные офицеры и их солдаты.
И оценивать обстановку. Всего 2 погибших на такой сложной операции!
После этого «победного» (хоть и не очень-то он веселый) фильма рекомендую посмотреть не «Бенгази», а фильмы про Руанду «Отстреливая собак», «Рукопожатие с дьяволом» - на операцию, подобную той, что произошла в Кольвези, можно было решиться, когда стволы в руках у нескольких тысяч (максимум, 10-13 тысяч солдат противника), но, когда в аналогичной ситуации, в Руанде, оружие оказывается в руках у сотен тысяч, если не миллиона - никакой «иностранный легион» с легким вооружением не смог бы справиться. Поэтому Руанду и бросили на растерзание межплеменной и межрегиональной бойне. Хотя окажись в то время в Руанде те семь «тайных солдат Бенгази», они бы, без сомнения, победили бы и «тутси» и любого Мбумбу вместе с Мобутой.:)
Отличный военный фильм, рекомендую.
. Конечно, режиссеру Раулю Кутару далеко до мэтра французского военного кинематографа Пьера Шендеверна, и фильм тоже (как и «Бенгази») не свободен он политический пропаганды чего стоят «белокожие» (восточнее немцы или прямо наши советские советники?) деятели в штатском, дающие кроваво-марксисткие рекомендации захватившим Кольвези неграм.
Тут необходимо пояснение, что это за негры захватывают город в фильме. И что за негры вяло (это до победы французских точнее «иностранного леиона» десантников) там сопротивляются. Не рискну проводить аналогию с современной Украиной, масштабы военных действий несравнимы, к сожалению, и потерь за 14-16 годы уже куда как больше, но и без сравнения не обойтись.
В те годы Катанга была «царством конголезских регионалов». Вот только «регионалы» эти были весьма разными. Сперва там укрепился и, собственно «самопровозгласил» Катангу мало чем отличающийся от людоеда Чомбе. Затем он перебрался на царство в само Конго, а к власти в Катанге пришел «интеллектуал-демократ» Кавасубу. Но Кавасубу слишком много говорил о «западных ценностях», но совсем почти не давал Западу столь необходимых ему полезных элементов (в том числе и редкоземельных), развалив работу на рудниках того же Кольвези. И уже сами западные лидеры отправили старичка на пенсию, заменим во главе Катанги «кризисным менеджером» Мобуту. Тот послушно продолжил разработку западных рудников, да вот беда в соседнем Конго уже скопилось более 7 тысяч «истинных катангийцев» во главе с неким Мбумбой бывшим подельником Чомбе, с которым они рассорились чисто по экономическим причинам: кому воровать больше. Чомбе намекнул Мбумбу на судьбу Лумумбы (уж извините меня за такое выражение) и позволил формировать «тигров освобождения Катанги».
Их мы и видим в фильме почти сразу после бала, то есть вечеринки у французских пролетариев, за каким-то чертом еще обслуживавших рудники Кольвези впрочем, Мобуту обещал им неприкосновенность, а западные фирмы платили. Впрочем, главный герой Пьер Дельбар (что бы французское кино делало без Бруно Крамера, способного подать в достоверном виде любые роли!) собирается домой, во Францию, вместе с чернокожей супругой и очаровательным ребенком. А ему на смену пребывает молодой и полный энтузиазма «заработать и домой» Мариус. Но Мариус (Лоран Малэ) не успевает даже влюбиться в чернокожую красотку: «тигры Мбумбы» непонятным образом просто оказываются на улицах Кольвези, и, вполне в стиле нацистов на второй мировой, продвигаются, постреливая от бедра, во всё, что движется.
Это непонятное появление «революционеров» из соседней страны в фильме не объяснено, не иначе, режиссер понадеялся, что все решат, что это Советы помогли Мбубме. На самом деле тот и сам дураком не был, и боевые группы «тигров» просачивались в Катангу два или три года до событий 1978. На улицах Кольвези: убийства, расстрелы, белых и «черных коллаборационистов» - без разницы. В гостиницах и зданиях жандармерии взяты заложники всех цветов кожи. Режиссер как бы показывает нам, для «революционных тигров» Мбумбы цвет кожи роли не играет, только классовая принадлежность к пролетариями или угнатетелям и их наемникам.
Это все есть в фильме, но хочется обратить внимание, как ловко «отмазался» тот, кто по идее, должен был защищать европейцев гражданин Мобуту, очень вовремя, обнаружил, что верные ему воинские части (которые обучали и вооружали европейцы за свой счет) - «где-то на маневрах в далеких горах».
Вот и остается 200 человек бельгийцев, да часть иностранного легиона Франции в Киншасе при том, что сам легион базируется на Корсике.
Три долгих дня а убийства не прекращаются идет «согласование планов» со всеми радостями вроде утечки информации из Парижа к Мбумбе. Но, зато, когда, наконец, легион «прыгает в Кольвези» (а я бы так и перевел название «La ligion saute sur Kolwezi
») просто сердце радуется от кадров штурма и последующей зачистки. Никакого вопиющего непрофессионализма, как в недавнем американском «Уцелевшем» (там "профи" голосованием решали: наверх или вниз, отпустить или расстрелять), никаких «бонусов» к «сверхжизни»: если уж снайпер Мбумба не потерял хладнокровия, пулеметчика он завалит! Солдаты не проявляют излишнего героизма, если уж им встречаются вражеские БМП. Не стесняются отступить, заманить, потом только уничтожить. Офицеры профессиональны и полковник Дибур (Роберт Этчиверри) и полковник Грсссе (Пьер Ванек). Вот так и должны действовать и побеждать опытные офицеры и их солдаты.
И оценивать обстановку. Всего 2 погибших на такой сложной операции!
После этого «победного» (хоть и не очень-то он веселый) фильма рекомендую посмотреть не «Бенгази», а фильмы про Руанду «Отстреливая собак», «Рукопожатие с дьяволом» - на операцию, подобную той, что произошла в Кольвези, можно было решиться, когда стволы в руках у нескольких тысяч (максимум, 10-13 тысяч солдат противника), но, когда в аналогичной ситуации, в Руанде, оружие оказывается в руках у сотен тысяч, если не миллиона - никакой «иностранный легион» с легким вооружением не смог бы справиться. Поэтому Руанду и бросили на растерзание межплеменной и межрегиональной бойне. Хотя окажись в то время в Руанде те семь «тайных солдат Бенгази», они бы, без сомнения, победили бы и «тутси» и любого Мбумбу вместе с Мобутой.:)
Отличный военный фильм, рекомендую.