Сандра или бонус?
Сандра (Марион Котийяр), работница фабрики, из-за депрессии находится долгое время на больничном, начальник видит, что коллеги и без неё хорошо справляются с работой, и предлагает коллективу выбрать: получить годовую премию в тысячу евро или отказаться от неё, а Сандру не увольнять. И рабочие почти все голосуют за премию. Сандра, узнав об этом, ещё сильнее впадает в депрессию. Её подруга просить начальника ещё одно голосование провести, теперь закрытое, после выходных. Она и её муж (Фабрицио... Читать полностью
Сандра (Марион Котийяр), работница фабрики, из-за депрессии находится долгое время на больничном, начальник видит, что коллеги и без неё хорошо справляются с работой, и предлагает коллективу выбрать: получить годовую премию в тысячу евро или отказаться от неё, а Сандру не увольнять. И рабочие почти все голосуют за премию. Сандра, узнав об этом, ещё сильнее впадает в депрессию. Её подруга просить начальника ещё одно голосование провести, теперь закрытое, после выходных. Она и её муж (Фабрицио Ронджоне) советуют Сандре посетить всех, кто голосовал за её увольнение, поговорить с ними, объяснить, что у неё двое маленьких детей, и её семья не сможет прожить на зарплату только мужа, работающего поваром. Стоит сразу же отметить очень убедительное перевоплощение Марион Котийяр в Сандру, которая отражает очень правдоподобно все её моральные и душевные колебания.
Братья Люк и Жан-Пьер Дарденны, наиболее известные многократные лауреаты Каннского фестиваля бельгийские режиссеры о знаменитых и богатых фильмы не снимают. Внимание их приковано к сиротам, иммигрантам, простым рабочим, семьям, живущим на пособие. И, в отличие от американских режиссёров о таких персонажах сочиняющих жизнерадостные сказки, Дарденны снимают мрачные, но правдоподобные кинокартины с минимальным количеством эффектов, с настоящими постройками, а не с декорациями, тщательно продуманными, и даже без музыкального закадрового сопровождения. Затрагивают они очень актуальные социальные проблемы, выстраивают неоднозначные, сложные моральные головоломки. У них фильмы не для беззаботного развлечения, а для глубокого размышления.
И кинофильм «Два дня, одна ночь» именно такой, сами Дарденны считают его реакцией на усиление жестоких европейских нравов в бизнесе. Сейчас уже нет тех сильных профсоюзов, которые защищали права рабочих. Каждый рабочий защищает себя сам от произвола начальства, которое теперь может что угодно с ним сделать. Даже ответственность за увольнение, как в данном фильме, перекладывает с себя на коллектив, это, мол, вы же сами проголосовали за бонус, а я здесь не причём.
Дарденны, напоминая зрителям об этом, поднимают немало финансовых, этических, психологических, производственных вопросов. И, если фильм доведётся посмотреть с вдумчивыми друзьями, то, конечно, вы начнёте спорить по многим поднятым проблемам, даже, например, о том, стоит ли больной женщине продолжить выполнять работу, опасную для её жизни, или, например, как рабочим поступать, если бригадир их друг на друга натравливает. И все эти важные вопросы в кинофильме ставятся буквально с первых кадров. Поэтому, когда Сандра обходить своих коллег начинает, интерес постепенно ослабевает, потому что фильм повторяться начинает. Сандра даже фразы одни и те же повторяет, и ей почти одинаковыми словами коллеги говорят. Конечно, встречи разнятся друг от друга, одна даже потасовкой заканчивается, и разводом другая. Но внимание зрителей кинолента сосредотачивает на Сандре, поэтому зрителю важно знать, что выберет очередной коллега: премию или Сандру. И при просмотре очень хочется перемотать и остановиться в финале, чтобы узнать итог голосования.
К тому же мы ведь мало знаем о бельгийской жизни и их речевом этикете. В нашем знаменитом фильме «Гараж» мы легко многое могли понять о любом персонаже даже по его манере говорить и одеваться. А вот в нюансах бельгийской жизни мы не разбираемся. Муж Сандры не хочет возвращаться в социальное жильё. Но что это за жильё, мы же не знаем. А как мы реагировать должны на то, что один из коллег подрабатывает где-то по-чёрному и не платит налоги? А как нам понять плохо это или нормально, что обед у семьи состоит из четырёх пицц?
Но фильм не выдумывает несуществующие какие-то истины, а обращает внимание на главные человеческие ценности, систематически ниспровергаемые современным обществом потребления. Из-за денег персонажи фильма забывают о жалости, прощении, сострадании, действуют и живут ради выгоды собственной. Но в фильмах Дарденнов к финалу наступает обязательно катарсис, переворачивающий сложившиеся отношения и пробуждающий в персонажах нравственное перерождение. И такие гуманные фильмы поселяют в зрителях веру и надежду в лучшую жизнь, именно поэтому и надо этот фильм посмотреть.