БЕСЧЕСТНАЯ БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ.
Я не читал романа африканца Кутзее «Disgrace», по которому снят этот безжалостный в своей реалистичности фильм. Фильм, который напоминает нам, что, в конце прошлого столетия, были разрушены все же две, сказочные (пусть не уровнем жизни, но своей непохожестью) страны – СССР и… ЮАР. И, думается мне, что «автор идеи», Стив Джекобс, несколько ужесточил акценты – ведь книге, рассказывающей о том, что показано в фильме, «Букера» вряд ли бы дали. А так, фильм снимали все же неполиткорректные...
Читать полностью
Я не читал романа африканца Кутзее «Disgrace», по которому снят этот безжалостный в своей реалистичности фильм. Фильм, который напоминает нам, что, в конце прошлого столетия, были разрушены все же две, сказочные (пусть не уровнем жизни, но своей непохожестью) страны – СССР и… ЮАР. И, думается мне, что «автор идеи», Стив Джекобс, несколько ужесточил акценты – ведь книге, рассказывающей о том, что показано в фильме, «Букера» вряд ли бы дали. А так, фильм снимали все же неполиткорректные американцы, а еще почти не зараженные этим этическим СПИДом австралийцы.
Мы мало знаем о том, что твориться в ЮАР после победы толерантности и демократии. Разве вот недавно в интернете мелькнула информация, что за всю свою жизнь несчастный борец за права негров скопил лишь четыре с хвостиком миллиона долларов.
Фильм – не об этом. По сути, кинокартина является «летописью быта белого человека в бывшем ЮАР». В фильме почти нет «приключений» - даже если и попадаются, то, так, мельком, на пару кадров. Но при просмотре фильма возникает – и усиливается некое «ожидание Терминатора» (или Рэмбо, на крайний случай), который и порешит и детерминирует в финале всех, кого надо.
А кого, собственно, надо? Героя Малковича, привычно принимающего экзамены у отстающих студенток «за секс», не соображая, что с гордыми недавней победой неграми это опасно? Или арендатора-негра на ранчо его дочери, приказывающего своим сыновьям бандитского вида вновь и вновь насиловать «белую суку», пока та не «поделится с ним землей»? Вот, зритель Алина1 «не увидела ничего интересного» в картине. Видимо, потому, что не живет в одной из бывших «советских азиатских» республик, где, по отношению к европейскому населению, происходит сейчас почти тот же кошмар, что и в фильме. Просматривая этот фильм, понимаешь, что нам еще в какой-то степени повезло, что судов, похожих на те, которые видит по всей ЮАР герой Малковича, поехав на ранчо к дочери, у нас, по крайней мере, не было. Или?
"Бесчестье" – поучительный, пусть и жестокий фильм. Фильм о «перегибах» проклятой «эпохи перемен». Герой Малковича виноват, - и он отсидел срок, лишился денег и квартиры. Но все то, что он наблюдает по пути на ранчо дочери (надо же где-то жить) – суды над полицейским, чья пуля «попала в икру единственному сыну миссис Набатумба» или над следователем, который, о ужас, бил на допросе боевика АНК так, что у того отсохла рука (и теперь он не сможет никого резать своим мачете). И под прекрасным лозунгом «покаяния» (опять знакомо, да?) у этих белых злодеев отнимают имущество в пользу победивших, отправляют их в тюрьмы. А апофеоз ужасов – «простая сельская история» на ранчо, как бывший батрак отнимает у профессора и дочери всю землю, кроме домика с цветником. И никакой Терминатор или Брюс Уиллис не появится в концовке этого фильма, чтоб отомстить за многократно изнасилованную владелицу ранчо, её избиваемого отца. Да и сам герой Малковича так и не возьмет в финале в руки автомат – профессор, интеллигент, он «прозревает», что «так надо», в «этом сермяжная правда», «мы столько десятилетий плохо обращались с неграми», «теперь наш черед претерпеть». Похоже, что к знаменитому «немецкому чувству вины» теперь прибавиться и «чувство вины белого человека». Так что, русских, чьи виллы возводят гастарбайтеры, фильм может и предостеречь.
«Disgrace» - только «Бесчестье», это слово можно перевести и как «Безжалостность». Это безжалостный фильм. Но посмотреть его следует. Для бывшей территории СССР он может оказаться и пророческим.
Мы мало знаем о том, что твориться в ЮАР после победы толерантности и демократии. Разве вот недавно в интернете мелькнула информация, что за всю свою жизнь несчастный борец за права негров скопил лишь четыре с хвостиком миллиона долларов.
Фильм – не об этом. По сути, кинокартина является «летописью быта белого человека в бывшем ЮАР». В фильме почти нет «приключений» - даже если и попадаются, то, так, мельком, на пару кадров. Но при просмотре фильма возникает – и усиливается некое «ожидание Терминатора» (или Рэмбо, на крайний случай), который и порешит и детерминирует в финале всех, кого надо.
А кого, собственно, надо? Героя Малковича, привычно принимающего экзамены у отстающих студенток «за секс», не соображая, что с гордыми недавней победой неграми это опасно? Или арендатора-негра на ранчо его дочери, приказывающего своим сыновьям бандитского вида вновь и вновь насиловать «белую суку», пока та не «поделится с ним землей»? Вот, зритель Алина1 «не увидела ничего интересного» в картине. Видимо, потому, что не живет в одной из бывших «советских азиатских» республик, где, по отношению к европейскому населению, происходит сейчас почти тот же кошмар, что и в фильме. Просматривая этот фильм, понимаешь, что нам еще в какой-то степени повезло, что судов, похожих на те, которые видит по всей ЮАР герой Малковича, поехав на ранчо к дочери, у нас, по крайней мере, не было. Или?
"Бесчестье" – поучительный, пусть и жестокий фильм. Фильм о «перегибах» проклятой «эпохи перемен». Герой Малковича виноват, - и он отсидел срок, лишился денег и квартиры. Но все то, что он наблюдает по пути на ранчо дочери (надо же где-то жить) – суды над полицейским, чья пуля «попала в икру единственному сыну миссис Набатумба» или над следователем, который, о ужас, бил на допросе боевика АНК так, что у того отсохла рука (и теперь он не сможет никого резать своим мачете). И под прекрасным лозунгом «покаяния» (опять знакомо, да?) у этих белых злодеев отнимают имущество в пользу победивших, отправляют их в тюрьмы. А апофеоз ужасов – «простая сельская история» на ранчо, как бывший батрак отнимает у профессора и дочери всю землю, кроме домика с цветником. И никакой Терминатор или Брюс Уиллис не появится в концовке этого фильма, чтоб отомстить за многократно изнасилованную владелицу ранчо, её избиваемого отца. Да и сам герой Малковича так и не возьмет в финале в руки автомат – профессор, интеллигент, он «прозревает», что «так надо», в «этом сермяжная правда», «мы столько десятилетий плохо обращались с неграми», «теперь наш черед претерпеть». Похоже, что к знаменитому «немецкому чувству вины» теперь прибавиться и «чувство вины белого человека». Так что, русских, чьи виллы возводят гастарбайтеры, фильм может и предостеречь.
«Disgrace» - только «Бесчестье», это слово можно перевести и как «Безжалостность». Это безжалостный фильм. Но посмотреть его следует. Для бывшей территории СССР он может оказаться и пророческим.