«Митрополит»
Историческая драма Андрея Прошкина не оставит ни одного зрителя равнодушным. Изложение событий XIV века, а именно правящей Орды, культа и обычаев ханской ставки вызывает весьма противоречивые впечатления. С одной стороны, исторически известно, что в данном временном отрезке ханской ставкой управлял Джанибек, который действительно пришел к власти после убийства старшего брата Тинибека.
Но описание самих обстоятельств, при которых это произошло, весьма сомнительно, ни один правитель того времени...
Читать полностью
Историческая драма Андрея Прошкина не оставит ни одного зрителя равнодушным. Изложение событий XIV века, а именно правящей Орды, культа и обычаев ханской ставки вызывает весьма противоречивые впечатления. С одной стороны, исторически известно, что в данном временном отрезке ханской ставкой управлял Джанибек, который действительно пришел к власти после убийства старшего брата Тинибека.
Но описание самих обстоятельств, при которых это произошло, весьма сомнительно, ни один правитель того времени не сделал бы это на глазах у своих сотрапезников и послов. Далее зрителю показан эпизод убийства русских пленников. И вновь возникает вопрос достоверности, неужели ради своей потехи хан мог потерять прибыль для своего народа, так как люди всегда были живым товаром.
Что касается показа быта монголов: сьемок еды руками крупным планом, демонстрация «бомжеватости» и скудности в сравнении с русским народом – весьма преувеличена разница.
Первые встречи с русскими на экране, не считая пленников, приходятся на момент болезни матери Джанибека, когда слепнет ханша Тайдула (Хайруллина). Сын, испробовавший всех своих местных колдунов и знахарей, отправляет гонцов к "московского колдуну" митрополиту Алексию (Максим Суханов). И тот, за высокую плату – свободу от нападения, под давлением русского князя Ивана Красного (Виталий Хаев) отправляется на помощь Тайдуле.
С этого момента раскрывается, как бы, вторая сюжетная линия, связанная с верой самого митрополита. И опять начинаются сплошные несоответствия. Сам Алексий, по своим убеждениям, мало похож на православного: то он верит в Божье Торжество, то отписывает все на волю случая; то верит в Божьи Силы, то от них отрекается. В итоге доводит себя до отчаяния, и предстает перед нами самым настоящим богоотступником, который вместо несения своей миссии и служения Богу, позволяет себе сомнения и утерю веры, и ищет смерти от стыда перед простым народом — совершенно недопустимый поступок для православного святого.
Это взрыв комплексных душевных мук и «страданий» заканчивается фактически самоубийством — единственным грехом, который не может быть прощен человеку, потому как после смерти нет покаяния. По задумке автора, Юрия Арабова, все эти стенания должны были возвыситьэтого героя над остальными, а получилось с точностью до наоборот.
После прозрения ханши, зрителя опять перемещают в предыдущую сюжетную линию, в тот момент, когда хана убивает его сын. Неизвестно, какую именно цель преследовал автор в этой сцене, но вывод напрашивается сам собой: «Все в мире возвращается».
Окончание фильма: краткая историческая сводка, о погружении Орды в раздорах.
Главная линия и идея не прослеживается. Все герои как будто сами не знают, что и для чего они делают. Основную мысль фильма можете выбирать любую: это и бедствия простого народа, и исторический очерк о жизни монголов, и религиозная тематика, и тема власти. В общем, выбор за вами.
В этой кинокартине очень хочется отметить актера Максима Суханова, который до этого никогда не играл схожие образы, но с блеском смог справиться с поставленной задачей.
Эти времена и назвали Монголо татарским игом. Слово монгол - значит великий. Великое татарское иго. И Москва в те времена назавалась - московской тартарией. Территории заселенные тюрками. Монголы(страна) только в 20 веке узнали что им приписывается иго на Руси.
Зря потратил время...
Не буду оценивать, а Андрею Панину светлая память....
мордорец, будь любезен, пиши на человеческом языке
фильм хороший 9/10.