Последний фильм Мастера или «Мы напишем свою историю!»
Смотришь такие веселые вещи и понимаешь, что вся напыщенный голливудский идиотизм насчет неубиваемых героев и невозможных прыжков с небоскребов (башен, крыш, вертолетов… - .в зависимости от периода, в котором снималось кино) – всё это было в приятном ироничном ключе у французов, в их комедиях. Причем ни один зритель в здравом уме не станет при просмотре возмущаться: «да бомба прямо под ногами взорвалась – а он еще жив?» или: «упасть с такой высоты, а потом бодро побежать!? – Бред!!». Причем...
Читать полностью
Смотришь такие веселые вещи и понимаешь, что вся напыщенный голливудский идиотизм насчет неубиваемых героев и невозможных прыжков с небоскребов (башен, крыш, вертолетов… - .в зависимости от периода, в котором снималось кино) – всё это было в приятном ироничном ключе у французов, в их комедиях. Причем ни один зритель в здравом уме не станет при просмотре возмущаться: «да бомба прямо под ногами взорвалась – а он еще жив?» или: «упасть с такой высоты, а потом бодро побежать!? – Бред!!». Причем бомбы то взрываются почти серьезно, да и башни – высоки. Но в том и секрет ироничного взгляда на любые приключения присущий мастерам европейского кино.
Режиссер Рене Клер сейчас малоизвестен широкому кругу зрителей, но он считается классиком французского кино. Он ставил картины не только во Франции, но и в Голливуде («Большие маневры», американские фильмы «Десять Негритят» и «Привидение едет на Дикий Запад») - более того, активно боролся с американизацией французского кино – ведь страшно подумать, скольких оригинальных фильмов мы бы лишились, если бы не было отменено послевоенное «соглашение Блюма»(1946 год), в котором США обязывались помочь (понимай: «контролировать») французскому кинематографу.
Этот, последний фильм Клера, рассказывает нам о том, как воевали во времена «Галантного века». Причем все понимают, что ужасов и в те годы на войне было не меньше (в связи с артиллерией и наёмными рейтарами – может, и больше), чем когда-нибудь, в лишенном всякой куртуазности раннем средневековье. Но Рене Клер отталкивается от того, КАК это подавалось в реляциях, записках придворных историографов – и мы получаем уморительную комедию.
Страшна и ужасна осада замка, в котором укрепился стоический герой маршал д’Алленкур: на серебряных блюдах в трапезном зале лишь по одной селедке в день, только негодяй придворный припрятал курицу, и теперь смущает целомудрие фрейлин свежими яйцами. А осаждающий, подлый принц де Белью, глумится над храбрыми защитниками цитатдели, зачитывая своё меню. Не учел принц, что меню его ставки заставит отважного Жоликера (Жан-Пьер Кассель) совершить дерзновенную вылазку. Да и его солдаты ропщут: едят они хорошо, но ежедневное перечисление деликатесов смущает и их умы. В такой обстановке Жоликер («Любезник», герой множества французских сказок) сможет не только спасти принцессу, но и примирить враждующих!
«Это же «Фанфан-Тюльпан»! – скажете вы. Не совсем, герой более социален, не лишен деревенской сметки и вовсе не собирается, как Фанфан, «женится на принцессе». – Ему главное не погибнуть на войне, вернуться домой с парой золотых.
Особенно хороши в картине актеры, как Кассель («Мушкетеры» Р. Лестера и многое другое), так и Мари Дюбуа в роли актрисы Дивин (какая же осада в «галантный век» - и без балета?), - в представлениях не нуждаются. Оба много снимались не только в подобных фильмах («Осада Данцинга»), но и в драмах Бонюэля. Поэтому действия их персонажей и приковывают внимание. А некоторый затертые остроумные реплики, приобретают новый блеск: «Ну откуда здесь взяться принцессе? – Она пробралась сквозь ряды неприятеля! – Тем хуже … И для нас и для неприятеля!». Осажденный маршал одерживает победу над последней курицей, а дальше в фильме показан ироничный поклон Дюма: заключенный в темницу Жоликер встречает там самого настоящего сумасшедшего аббата, и они совершают побег в стиле Монте-Кристо.
Наверняка я не уловил и других пародийных аллюзий, в фильме их полно. Но много в нем и более серьезных намеков, французы, в отличие от американцев и даже немцев, отнюдь не боятся вышучивать своих народных героев. Словом, Рене Клеру удалось создать «свою историю» на мифах о «галантном веке», смотреть всем ценителям остроумного, крепок сделанного кино. Ведь, если не мы, то «что скажет история? – мы напишем свою историю!»
Режиссер Рене Клер сейчас малоизвестен широкому кругу зрителей, но он считается классиком французского кино. Он ставил картины не только во Франции, но и в Голливуде («Большие маневры», американские фильмы «Десять Негритят» и «Привидение едет на Дикий Запад») - более того, активно боролся с американизацией французского кино – ведь страшно подумать, скольких оригинальных фильмов мы бы лишились, если бы не было отменено послевоенное «соглашение Блюма»(1946 год), в котором США обязывались помочь (понимай: «контролировать») французскому кинематографу.
Этот, последний фильм Клера, рассказывает нам о том, как воевали во времена «Галантного века». Причем все понимают, что ужасов и в те годы на войне было не меньше (в связи с артиллерией и наёмными рейтарами – может, и больше), чем когда-нибудь, в лишенном всякой куртуазности раннем средневековье. Но Рене Клер отталкивается от того, КАК это подавалось в реляциях, записках придворных историографов – и мы получаем уморительную комедию.
Страшна и ужасна осада замка, в котором укрепился стоический герой маршал д’Алленкур: на серебряных блюдах в трапезном зале лишь по одной селедке в день, только негодяй придворный припрятал курицу, и теперь смущает целомудрие фрейлин свежими яйцами. А осаждающий, подлый принц де Белью, глумится над храбрыми защитниками цитатдели, зачитывая своё меню. Не учел принц, что меню его ставки заставит отважного Жоликера (Жан-Пьер Кассель) совершить дерзновенную вылазку. Да и его солдаты ропщут: едят они хорошо, но ежедневное перечисление деликатесов смущает и их умы. В такой обстановке Жоликер («Любезник», герой множества французских сказок) сможет не только спасти принцессу, но и примирить враждующих!
«Это же «Фанфан-Тюльпан»! – скажете вы. Не совсем, герой более социален, не лишен деревенской сметки и вовсе не собирается, как Фанфан, «женится на принцессе». – Ему главное не погибнуть на войне, вернуться домой с парой золотых.
Особенно хороши в картине актеры, как Кассель («Мушкетеры» Р. Лестера и многое другое), так и Мари Дюбуа в роли актрисы Дивин (какая же осада в «галантный век» - и без балета?), - в представлениях не нуждаются. Оба много снимались не только в подобных фильмах («Осада Данцинга»), но и в драмах Бонюэля. Поэтому действия их персонажей и приковывают внимание. А некоторый затертые остроумные реплики, приобретают новый блеск: «Ну откуда здесь взяться принцессе? – Она пробралась сквозь ряды неприятеля! – Тем хуже … И для нас и для неприятеля!». Осажденный маршал одерживает победу над последней курицей, а дальше в фильме показан ироничный поклон Дюма: заключенный в темницу Жоликер встречает там самого настоящего сумасшедшего аббата, и они совершают побег в стиле Монте-Кристо.
Наверняка я не уловил и других пародийных аллюзий, в фильме их полно. Но много в нем и более серьезных намеков, французы, в отличие от американцев и даже немцев, отнюдь не боятся вышучивать своих народных героев. Словом, Рене Клеру удалось создать «свою историю» на мифах о «галантном веке», смотреть всем ценителям остроумного, крепок сделанного кино. Ведь, если не мы, то «что скажет история? – мы напишем свою историю!»