Загадочный фильм неординарного режиссера
Итак, Триер снял комедию. Каждый знакомый с творчеством режиссера человек, должен был бы удивиться при первом известии об этом. Хотя, чему, собственно, удивляться? Ведь Триер не любит проторенные пути, он новатор, который каждой новой киноработой буквально заново открывает кинематограф. Ну, почему бы не снять комедию?
Но Триер – еще и хитрец. Комедия? Неужели вы, и правда, ожидали обычной, классической, банальной комедии? Нееет, Ларс не таков. Он выдал нам не простую комедию, а сочный коктейль... Читать полностью
Итак, Триер снял комедию. Каждый знакомый с творчеством режиссера человек, должен был бы удивиться при первом известии об этом. Хотя, чему, собственно, удивляться? Ведь Триер не любит проторенные пути, он новатор, который каждой новой киноработой буквально заново открывает кинематограф. Ну, почему бы не снять комедию?
Но Триер – еще и хитрец. Комедия? Неужели вы, и правда, ожидали обычной, классической, банальной комедии? Нееет, Ларс не таков. Он выдал нам не простую комедию, а сочный коктейль из комедии, подобия детективного триллера и социальной драмы. Фильм в итоге получился очень злободневным. Про то, как люди не понимают друг друга во взаимоотношениях, о страхе быть не любимым, о неудачниках и самолюбцах, об офисной атмосфере, которая способна превратить вменяемого человека в клерка с огромными внутренними тараканами в мыслях.
На первый взгляд покажется, что фильм беден свежими идеями и очень прост. Но это совершенно не так. То, что обещало стать комедией положений, стало достаточно интересной и глубокой философской притчей с социальным подтекстом. Но никто не сказал, что в ней не может быть юмора, он есть. Есть и несколько по-настоящему смешных моментов, когда можно смеяться в голос, а не ехидно хихикать про себя. Разумеется, режиссер, как он всегда это делает, играет с нами. Он оставляет самое интересное для концовки, а по пути к ней подкармливает нас только маленькими кусочками, заставляя работать эмоции, а мозг – отдыхать. Только во время титров, когда пытаешься осознать, что же, черт побери, произошло сейчас, в сознании складываются кусочки мозаики. И получившуюся картину сможет увидеть только очень вдумчивый и внимательный зритель.
Режиссер создает впечатление честного рассказчика. А манипулирует зрителем он ему же во благо. Актеры в его лентах всегда играют так, что нет впечатления неискренности и фальши. Иногда даже кажется, что мы видим на экране настоящих клерков, актеров-неудачников, боссов и других обитателей душного офиса. Триер обходится без дорогих и интересных декораций. На фоне используемых декораций даже пол смотрится интереснее. А здесь все душит так, как делает это тесное, маленькое и скучное помещение офиса. Важнее всего реализм, поэтому даже музыка не нужна. Часто ли мы слышим музыку в реальной жизни, когда думаем или просто ведем беседу? Вот и в фильме ее нет. Кстати, здесь можно увидеть еще одну свежую фишку. Теперь Триер – не только режиссер, но и непосредственный рассказчик, который периодически выходит на сцену с собственными комментариями завязки, кульминации и финала. Такие перфомансы смотрятся обаятельно и мило, как яркая вишенка на вкусном, красивом и большом торте.
Нельзя совсем оставить без внимания новое изобретение необычного датского гения. Это такая прикольная вещь, называемая «Automavision». Когда я впервые услышала, что вся лента была снята без присутствия на площадке оператора, то думала, что увижу куда большую жесть, чем увидела. Да, иногда камера ведет себя, мягко говоря, странно, показывая людей не целиком или показывая какую-то постороннюю ерунду, но это только придает фильму реализма, ничуть не мешая просмотру.
Подытожим. Триер явил нам проходное в своей карьере кино, которое было бы очень сильным для какого-то другого режиссера. Фильм оставляет чувство глубины и недосказанности. Докопаться до сути можно лишь потратив немало времени, внимательности и сил. Если не хотите глубоко копать, то просто наслаждайтесь просмотром этого оригинального комедийного социально направленного драматического фильма.