Старики-затейники.
Можно предположить, что режиссер фильма «Большое турне», Патрис Леконт определенно увлекался советским кинематографом его золотой эпохи. Потому что снять добрую и веселую кинокартину, о трех мало кому интересных, никому не нужных стариках, конец жизненного пути, казалось бы, уже близок, можно было только так, в духе советского гуманистического кинематографа. Хотя именно гуманизмом, человечностью, французское кино всегда было похоже на традиции кино СССР. И зрители с первой минуты фильма...
Читать полностью
Можно предположить, что режиссер фильма «Большое турне», Патрис Леконт определенно увлекался советским кинематографом его золотой эпохи. Потому что снять добрую и веселую кинокартину, о трех мало кому интересных, никому не нужных стариках, конец жизненного пути, казалось бы, уже близок, можно было только так, в духе советского гуманистического кинематографа. Хотя именно гуманизмом, человечностью, французское кино всегда было похоже на традиции кино СССР. И зрители с первой минуты фильма чувствуют пронзительное сострадание к неловким, смущающимся, понимающим, что «поезд давно ушел», Виктору Виалату (Нуаре), Эдди Карпантье (Жан Рошфора) и давно забывшему о карьере – но не об актерской гордости! – Жоржу Коксу (Марьель).
Это уже чуть позже, когда «старики-разбойники» всё же решаются обманом влезть в третьесортное шоу (изначально предназначенное лишь для провинциальных «домов культуры» - это не моя шутка, некоторые помещения так и назывались!), они, как и «предсказано» в аннотации, «начинают неуклонно поднимать настроение» зрительской аудитории. Хотя, «весельчаки» из них те еще: Виктор постоянно забывает реплики, Эдди больше смотрит в декольте звезды Карлы (не слишком известная в СССР, но популярная во Франции актриса Жакоб), чем в сценарий, ну а Жорж и вовсе озабочен лишь двумя вещами: здоровьем внука и «ставкой гонорара».
Тем не менее, Леконт мастерски раскручивает интригу фильма, и вот уже «старики-неудачники» начинают по-настоящему, как говорят сейчас, «зажигать». В этом героям очень помогает антагонист – «ненавидящий актерское дело театральный продюсер Шапирон-младший», мечтающий любым способом сорвать спектакль собственной труппы, лишь бы получить страховку. Этого ужасного злодея играет Мишель Блан, которого мы больше привыкли узнавать по лысине, но и в парике он смотрится прекрасно. Причем даже на уровне признанных звезд – Нуаре, Рошфора и Марьеля, – именно игра Блана и Жакоб (которую герой Блана маниакально стремится сперва подкупить, затем искалечить, а, под конец, и вовсе изничтожить) вносят особенное, «французское» веселье в фильм.
У меня лично вообще сложилось впечатление (возможно, режиссер именно этого и добивался?), что Нуаре, Рошфор и даже Марьель настолько углубились в «психологическую достоверность» своих персонажей, что позабыли бы, что снимаются в комедии, если бы не Жакоб и Блан. Действительно, все эти трое знаменитых актеров уже на момент съемок и сами находились в весьма преклонных годах, да и карьера (за исключением Нуаре) реально «тускнела» - почему бы и не войти поглубже в образы «ни на что не годных, забытых старцев»? Но скандалы и таинственные приключения прямо таки вынуждают вспомнить всех троих Великих Актеров не только о мелодраме (я имею в виду один из самых запоминающихся эпизодов – разговор героев с юной актрисой о судьбе артиста), но и о комедии. И начинается веселый угар – с многократным изнасилованием в самой циничной форме Кларой персонажа Рошфора, с падающими люстрами и даже со стрельбой!
Хороший фильм. В сравнении с шедевром о судьбе стариков – «Супом с капустой» с де Фюнесом и Карме, –эта картина не столь искрометна, но в свою коллекцию удавшихся французский комедий я её утащил.
Это уже чуть позже, когда «старики-разбойники» всё же решаются обманом влезть в третьесортное шоу (изначально предназначенное лишь для провинциальных «домов культуры» - это не моя шутка, некоторые помещения так и назывались!), они, как и «предсказано» в аннотации, «начинают неуклонно поднимать настроение» зрительской аудитории. Хотя, «весельчаки» из них те еще: Виктор постоянно забывает реплики, Эдди больше смотрит в декольте звезды Карлы (не слишком известная в СССР, но популярная во Франции актриса Жакоб), чем в сценарий, ну а Жорж и вовсе озабочен лишь двумя вещами: здоровьем внука и «ставкой гонорара».
Тем не менее, Леконт мастерски раскручивает интригу фильма, и вот уже «старики-неудачники» начинают по-настоящему, как говорят сейчас, «зажигать». В этом героям очень помогает антагонист – «ненавидящий актерское дело театральный продюсер Шапирон-младший», мечтающий любым способом сорвать спектакль собственной труппы, лишь бы получить страховку. Этого ужасного злодея играет Мишель Блан, которого мы больше привыкли узнавать по лысине, но и в парике он смотрится прекрасно. Причем даже на уровне признанных звезд – Нуаре, Рошфора и Марьеля, – именно игра Блана и Жакоб (которую герой Блана маниакально стремится сперва подкупить, затем искалечить, а, под конец, и вовсе изничтожить) вносят особенное, «французское» веселье в фильм.
У меня лично вообще сложилось впечатление (возможно, режиссер именно этого и добивался?), что Нуаре, Рошфор и даже Марьель настолько углубились в «психологическую достоверность» своих персонажей, что позабыли бы, что снимаются в комедии, если бы не Жакоб и Блан. Действительно, все эти трое знаменитых актеров уже на момент съемок и сами находились в весьма преклонных годах, да и карьера (за исключением Нуаре) реально «тускнела» - почему бы и не войти поглубже в образы «ни на что не годных, забытых старцев»? Но скандалы и таинственные приключения прямо таки вынуждают вспомнить всех троих Великих Актеров не только о мелодраме (я имею в виду один из самых запоминающихся эпизодов – разговор героев с юной актрисой о судьбе артиста), но и о комедии. И начинается веселый угар – с многократным изнасилованием в самой циничной форме Кларой персонажа Рошфора, с падающими люстрами и даже со стрельбой!
Хороший фильм. В сравнении с шедевром о судьбе стариков – «Супом с капустой» с де Фюнесом и Карме, –эта картина не столь искрометна, но в свою коллекцию удавшихся французский комедий я её утащил.