Последний шедевр Данелия, первый триумф П. Кутеповой.
Пересмотрев недавно этот, один из любимейших моих фильмов, поразился, что актуальность «Насти»Г.Данелия никуда не исчезла. По сути, лирическая составляющая исчезнуть и не могла умная и скромная девочка («Настя-1» сыгранная Полиной Кутеповой) «обречена» на счастливую судьбу, хоть и преград будет множество. А вот «идеальной красавице», пусть она в душе тоже чудесная и добрая будет куда сложнее пройти по жизни не запачкавшись и не увязнув (альтернативную Настю, «Настю-2» играет белорусская модель И...
Читать полностью
Пересмотрев недавно этот, один из любимейших моих фильмов, поразился, что актуальность «Насти»Г.Данелия никуда не исчезла. По сути, лирическая составляющая исчезнуть и не могла умная и скромная девочка («Настя-1» сыгранная Полиной Кутеповой) «обречена» на счастливую судьбу, хоть и преград будет множество. А вот «идеальной красавице», пусть она в душе тоже чудесная и добрая будет куда сложнее пройти по жизни не запачкавшись и не увязнув (альтернативную Настю, «Настю-2» играет белорусская модель Ирина Маркова, хотя «говорит» за неё, конечно, П. Кутепова).
Реально потрясло меня то, что никуда не делась и политическая актуальность «Насти» - Данелия довольно зло высмеивает как лютую «декоммунизацию» 90-ых - «Улица Ивана Грозного это бывшая Маркса или Цеткин?», «колхоз имени Ленина как называется?» - «Да Александра Второго же!», так и самопровозглашенных «хозяев жизни»: меценат и спонсор элитного шоу (персонаж Савелия Крамарова, который назвал эту свою микророль «счастьем», после эпизодов на Голливудщине-то) по утрам вместе с подельниками банально грабит квартиры. Потрясающая сцена с шоу в метро вообще рискует быть вырезанной какой-нибудь современной цензурой. Я почти не утрирую. По сути, сейчас выросли новые «элиты», высидевшие свою элитарность по ток-шоу и в «наследство». И москвичам, питерцам (не говорю уж об украинцах) неплохо бы вспомнить эту верную примету времени от Георгия Данелия: когда ради пиара собственных рыл начнут снова закрывать станции метро (символична сцена «безмолвствующего народа», проезжающего в битком набитых вагонах мимо великолепия на закрытой станции), это будет означать лишь то, что на смену одним негодяям у власти пришли еще худшие.
Впрочем, сатира Данелии была острой, но добродушной, это сегодня она начинает смотреться чуть ли не революционным призывом пророческим предупреждением уж точно. Расспросив пересматривавших фильм друзей об лишь одном эпизоде: появлении начальника Насти (Е. Леонов) с вопросом: «что там такое, переворот!?» - выяснил, что при первом просмотре большинство сочли реплику Леонова встревоженной. А вот при втором почувствовали в ней надежду «маленького человека» на твердую руку, которая «порядок наведет». Гений он, собственно, поэтому и гений (это я о Евгении Леонове), что даже в его коротких ремарках бездны смысла.
Если оставить политику (хотя без этого никуда, слишком «живучим» оказался фильм) и говорить о том, почему обязательно нужно иметь эту картину в личной фильмотеке, нужно назвать блистательный, совершенный кастинг, то бишь подбор актеров. Пусть С. Крамаров оказался в фильме случайно (режиссер узнал, что тот прилетел из Штатов в Москву и сразу позвонил) зато все остальные приглашенные на съемки картины артисты даже если эпизоды с ними коротки.
Абдулов чиновник и хозяин жизни, цитирующий, тем не менее, Анненского (вот ведь же тогда даже сволочь всякая в мэрии, по крайней мере, имела хорошее образование!), бесподобный Леонов («бьют всегда ни за что»), короткие эпизоды с Ниной Гребешковой в роли секретарши, Н.Кухинке (очень «темный» иностранец хоть от таких сейчас избавились), Нина Тер-Осипян в роли «обычной волшебницы» - можно перечислять весь список задействованных на съёмках актеров и каждый создает колоритный и неповторимый образ. Хотя на персонаже В. Николаева («Сашок») стоит чуть остановиться. Хотя саму сцену знакомства, вплоть до визита к маме и шутки «проводи кавалера, хулиганы пристанут», Данелия, талантливо осовременив под 90-ые, взял из фильма «Мелодия на два голоса» (хотя еще надо уточнить, кто из сценаристов написал свою повесть раньше, Володин или Афанасьев) присмотритесь к Сашку внимательней вам не кажется, что это будущий «Брат», просто не накопивший еще ярости на социум?
Ну и просто поэма, а не игра Полины Кутеповой (да хоть сцена, где она всего лишьпереступает через цепи ограждения в эпизоде, когда наглая подруга кинула таксиста на деньги думаю, каждая скромная девушка просто узнает себя в какой-то неловкой ситуации). Она не только украшает фильм, но может послужить и наглядным пособием для начинающих актрис, как игра Юппер (или Биркин в лучшие годы).
Лично для меня не слишком понятными останутся два момента. Первый: зачем вообще было брать Маркову на роль «Насти-2»: работа гримеров и Кутепова сыграла бы лучше. Все равно Маркова говорит её голосом, интонациями. Второй: пока Г. Данелия снимал этот шедевр и следующий, с не менее сильным актерским составом, но уж очень «бедный» фильм «Орел и решка» (в котором рискнул вернуть в мир кино О. Машную) не трудился ли он без перспективы? Ведь пока он работал, у «кормушки» фонда кино оказались странные люди. В этом смысле символично появление в эпизоде «Насти» Ю. Гусмана:не с тех пор ли он с Маслаковыми поставляет «актеров» в наше несчастное кино? Только мы, зрители, можем «проголосовать», что работал Данелия не напрасно.
Реально потрясло меня то, что никуда не делась и политическая актуальность «Насти» - Данелия довольно зло высмеивает как лютую «декоммунизацию» 90-ых - «Улица Ивана Грозного это бывшая Маркса или Цеткин?», «колхоз имени Ленина как называется?» - «Да Александра Второго же!», так и самопровозглашенных «хозяев жизни»: меценат и спонсор элитного шоу (персонаж Савелия Крамарова, который назвал эту свою микророль «счастьем», после эпизодов на Голливудщине-то) по утрам вместе с подельниками банально грабит квартиры. Потрясающая сцена с шоу в метро вообще рискует быть вырезанной какой-нибудь современной цензурой. Я почти не утрирую. По сути, сейчас выросли новые «элиты», высидевшие свою элитарность по ток-шоу и в «наследство». И москвичам, питерцам (не говорю уж об украинцах) неплохо бы вспомнить эту верную примету времени от Георгия Данелия: когда ради пиара собственных рыл начнут снова закрывать станции метро (символична сцена «безмолвствующего народа», проезжающего в битком набитых вагонах мимо великолепия на закрытой станции), это будет означать лишь то, что на смену одним негодяям у власти пришли еще худшие.
Впрочем, сатира Данелии была острой, но добродушной, это сегодня она начинает смотреться чуть ли не революционным призывом пророческим предупреждением уж точно. Расспросив пересматривавших фильм друзей об лишь одном эпизоде: появлении начальника Насти (Е. Леонов) с вопросом: «что там такое, переворот!?» - выяснил, что при первом просмотре большинство сочли реплику Леонова встревоженной. А вот при втором почувствовали в ней надежду «маленького человека» на твердую руку, которая «порядок наведет». Гений он, собственно, поэтому и гений (это я о Евгении Леонове), что даже в его коротких ремарках бездны смысла.
Если оставить политику (хотя без этого никуда, слишком «живучим» оказался фильм) и говорить о том, почему обязательно нужно иметь эту картину в личной фильмотеке, нужно назвать блистательный, совершенный кастинг, то бишь подбор актеров. Пусть С. Крамаров оказался в фильме случайно (режиссер узнал, что тот прилетел из Штатов в Москву и сразу позвонил) зато все остальные приглашенные на съемки картины артисты даже если эпизоды с ними коротки.
Абдулов чиновник и хозяин жизни, цитирующий, тем не менее, Анненского (вот ведь же тогда даже сволочь всякая в мэрии, по крайней мере, имела хорошее образование!), бесподобный Леонов («бьют всегда ни за что»), короткие эпизоды с Ниной Гребешковой в роли секретарши, Н.Кухинке (очень «темный» иностранец хоть от таких сейчас избавились), Нина Тер-Осипян в роли «обычной волшебницы» - можно перечислять весь список задействованных на съёмках актеров и каждый создает колоритный и неповторимый образ. Хотя на персонаже В. Николаева («Сашок») стоит чуть остановиться. Хотя саму сцену знакомства, вплоть до визита к маме и шутки «проводи кавалера, хулиганы пристанут», Данелия, талантливо осовременив под 90-ые, взял из фильма «Мелодия на два голоса» (хотя еще надо уточнить, кто из сценаристов написал свою повесть раньше, Володин или Афанасьев) присмотритесь к Сашку внимательней вам не кажется, что это будущий «Брат», просто не накопивший еще ярости на социум?
Ну и просто поэма, а не игра Полины Кутеповой (да хоть сцена, где она всего лишьпереступает через цепи ограждения в эпизоде, когда наглая подруга кинула таксиста на деньги думаю, каждая скромная девушка просто узнает себя в какой-то неловкой ситуации). Она не только украшает фильм, но может послужить и наглядным пособием для начинающих актрис, как игра Юппер (или Биркин в лучшие годы).
Лично для меня не слишком понятными останутся два момента. Первый: зачем вообще было брать Маркову на роль «Насти-2»: работа гримеров и Кутепова сыграла бы лучше. Все равно Маркова говорит её голосом, интонациями. Второй: пока Г. Данелия снимал этот шедевр и следующий, с не менее сильным актерским составом, но уж очень «бедный» фильм «Орел и решка» (в котором рискнул вернуть в мир кино О. Машную) не трудился ли он без перспективы? Ведь пока он работал, у «кормушки» фонда кино оказались странные люди. В этом смысле символично появление в эпизоде «Насти» Ю. Гусмана:не с тех пор ли он с Маслаковыми поставляет «актеров» в наше несчастное кино? Только мы, зрители, можем «проголосовать», что работал Данелия не напрасно.