PRO+
Философия, юмор и чуть-чуть взрывчатых веществ
Собственно говоря, к знаменитому «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом этот фильм не имеет никакого отношения: это не пародия, не сиквел и даже не попытка разжиться за счет знаменитого названия (во всяком случае, со стороны режиссера). По-итальянски «Giu la testa» означает «Пригни голову» и в Соединенных Штатах фильм поначалу вышел под названием «Пригнись, дубина!». Кто окрестил его «За пригоршню динамита» я не знаю (хотя и подозреваю в этом прокатчиков).
Впрочем, большой беды в путанице с... Читать полностью
Впрочем, большой беды в путанице с... Читать полностью
Собственно говоря, к знаменитому «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом этот фильм не имеет никакого отношения: это не пародия, не сиквел и даже не попытка разжиться за счет знаменитого названия (во всяком случае, со стороны режиссера). По-итальянски «Giu la testa» означает «Пригни голову» и в Соединенных Штатах фильм поначалу вышел под названием «Пригнись, дубина!». Кто окрестил его «За пригоршню динамита» я не знаю (хотя и подозреваю в этом прокатчиков).
Впрочем, большой беды в путанице с названиями нет, поскольку снял оба фильма один и тот же режиссер – классик (а заодно и создатель) жанра спагетти-вестерна, итальянец Серджио Леоне. На его фильмах выросло целое поколение знаменитых теперь уже режиссеров, писателей и сценаристов, а он и его кино давно стали культовыми.
Чтобы составить о «За пригоршню динамита» правильное впечатление, нужно хорошо понимать, что же такое спагетти-вестерн. Собственно говоря, это вестерн, но снятый в Италии и на итальянский манер. Место действия и герои те же: Дикий Запад, ковбои и бандиты, но тон у этого кино кардинально другой. Американский вестерн стремился как можно точнее отобразить реальность: его герои смелые, быстрые, меткие, но все же обычные люди. Они не всегда попадают в цель, не всегда одерживают победы. Спагетти-вестерн – это более утопичная версия вестерна американского. Его герои с легкостью палят из пистолета несколько часов подряд, не перезаряжая, могут в одиночку одолеть банду злодеев и абсолютно всегда попадают в цель.
Впрочем, если вы решили, что «За пригоршню динамита» – это своего рода балаган, то вы не правы. Конечно, юмора фильму не занимать, но иронии в нем все же больше. Да и темы он поднимает весьма серьезные: чего стоит хотя бы одна из первых сцен, в которой кучка аристократов насмехается над бедняком. «А знаешь ли ты кто твоя мать? - презрительно бросает ему один, - Знаешь ли всех своих детей?». «Куда им, они и говорить-то толком не могут, звери, - возражает ему другой, - И вот этим дуракам реформаторы хотят отдать землю!»
В реальной жизни нашему герою только и оставалось бы, что проглотить обиду и продолжить волочить свое жалкое существование: детей много, кормить их нечем, работы нет. Но спагетти-вестерн наконец-то позволил слабым и угнетенным поквитаться со своими обидчиками (пусть и только в кино), и вот уже фургон аристократов лихо захватывает банда разбойников - детей того самого бедняка, над которым еще минуту назад издевались богачи. Выходит, все было ловушкой, а смеется тот, кто смеется последним.
«За пригоршню динамита» затрагивает и тему революции, ведь второй главный герой фильма – беглый участник ирландской подпольной организации. При этом, Леоне вовсе не собирается рисовать романтично-лирический образ восстаний, столь милый многим более серьезным (по общему мнению) картинам. Нет, революция – это не вышивание и не светский раут, гласит изречение одного китайского мудреца в начале фильма, нельзя провести ее бескровно и грациозно.
Как и остальные работы Леоне, «За пригоршню динамита» нравится мне именно этим сочетанием трезвого взгляда на суровую реальность и ее проблемы, с одной стороны, и неиссякаемым оптимизмом, с другой. Так будут же злодеи наказаны, а добро – непобедимо (ну, а немного динамита в этом поможет).
Впрочем, большой беды в путанице с названиями нет, поскольку снял оба фильма один и тот же режиссер – классик (а заодно и создатель) жанра спагетти-вестерна, итальянец Серджио Леоне. На его фильмах выросло целое поколение знаменитых теперь уже режиссеров, писателей и сценаристов, а он и его кино давно стали культовыми.
Чтобы составить о «За пригоршню динамита» правильное впечатление, нужно хорошо понимать, что же такое спагетти-вестерн. Собственно говоря, это вестерн, но снятый в Италии и на итальянский манер. Место действия и герои те же: Дикий Запад, ковбои и бандиты, но тон у этого кино кардинально другой. Американский вестерн стремился как можно точнее отобразить реальность: его герои смелые, быстрые, меткие, но все же обычные люди. Они не всегда попадают в цель, не всегда одерживают победы. Спагетти-вестерн – это более утопичная версия вестерна американского. Его герои с легкостью палят из пистолета несколько часов подряд, не перезаряжая, могут в одиночку одолеть банду злодеев и абсолютно всегда попадают в цель.
Впрочем, если вы решили, что «За пригоршню динамита» – это своего рода балаган, то вы не правы. Конечно, юмора фильму не занимать, но иронии в нем все же больше. Да и темы он поднимает весьма серьезные: чего стоит хотя бы одна из первых сцен, в которой кучка аристократов насмехается над бедняком. «А знаешь ли ты кто твоя мать? - презрительно бросает ему один, - Знаешь ли всех своих детей?». «Куда им, они и говорить-то толком не могут, звери, - возражает ему другой, - И вот этим дуракам реформаторы хотят отдать землю!»
В реальной жизни нашему герою только и оставалось бы, что проглотить обиду и продолжить волочить свое жалкое существование: детей много, кормить их нечем, работы нет. Но спагетти-вестерн наконец-то позволил слабым и угнетенным поквитаться со своими обидчиками (пусть и только в кино), и вот уже фургон аристократов лихо захватывает банда разбойников - детей того самого бедняка, над которым еще минуту назад издевались богачи. Выходит, все было ловушкой, а смеется тот, кто смеется последним.
«За пригоршню динамита» затрагивает и тему революции, ведь второй главный герой фильма – беглый участник ирландской подпольной организации. При этом, Леоне вовсе не собирается рисовать романтично-лирический образ восстаний, столь милый многим более серьезным (по общему мнению) картинам. Нет, революция – это не вышивание и не светский раут, гласит изречение одного китайского мудреца в начале фильма, нельзя провести ее бескровно и грациозно.
Как и остальные работы Леоне, «За пригоршню динамита» нравится мне именно этим сочетанием трезвого взгляда на суровую реальность и ее проблемы, с одной стороны, и неиссякаемым оптимизмом, с другой. Так будут же злодеи наказаны, а добро – непобедимо (ну, а немного динамита в этом поможет).