ОБАЛДЕННО! Или «Ян Фрид – «не торт»!
Нехорошо, конечно, такими вульгарными словами начинать рассуждать о произведении Высокого Искусства (а телеспектакль Иосифа Шапиро это оно и есть), но вот не могу иначе! Огромное спасибо сайту на нем я просмотрел этот выдающийся шедевр впервые. Недавно: почему-то в годы позднего СССР его по телевизору не особенно крутили, показывая исключительно фильм Яна Фрида с Самохиной, Боярским и Лапиной.
И раньше, с удовольствием пересматривая «Дона Сезара» 1989-ого года, посмеиваясь в нужных местах и... Читать полностью
И раньше, с удовольствием пересматривая «Дона Сезара» 1989-ого года, посмеиваясь в нужных местах и... Читать полностью
Нехорошо, конечно, такими вульгарными словами начинать рассуждать о произведении Высокого Искусства (а телеспектакль Иосифа Шапиро это оно и есть), но вот не могу иначе! Огромное спасибо сайту на нем я просмотрел этот выдающийся шедевр впервые. Недавно: почему-то в годы позднего СССР его по телевизору не особенно крутили, показывая исключительно фильм Яна Фрида с Самохиной, Боярским и Лапиной.
И раньше, с удовольствием пересматривая «Дона Сезара» 1989-ого года, посмеиваясь в нужных местах и даже подпевая странной песенке про «башмаки», я ловил себя на мысли, что, то ли современники Эжена Сю Эннери и Дюмануар оказались послабее талантом не только Шекспира или Бомарше, но и великого Лопе де Веги (каждый фильм Фрида невольно сравниваешь с его «Собакой на сене»!), и в «скучных» или даже нелепых моментах картины виновата слабость пьесы. Или же сам режиссер постарев, создал хороший, но такой «средней хорошести» фильм-мюзикл.
Тут я прошу прощения у всех поклонников «Дона Сезара» с Боярским, но не сравнивать эти два фильма невозможно. Уверен, и вы станете думать так же, посмотрев кинокартину Шапиро с Ольгой Заботкиной, Честноковым (этот дон Сезар принимал участие и в работе над сценарием телеспектакля) и Федором Никитиным. Предупреждаю сразу: сравнения мои будут не в пользу мюзикла с Боярским. Впрочем, и в этом «Доне Сезаре де Базане» есть свой Боярский Николай, дядя д"Артаньяна, - играет короля. И тут один из немногих плюсов более нового фильма там Карл Второй Юрия Богатырева просто бесподобен, здесь же он немного «выдержан в духе соцреализма»: туповат, жесток (тогда почему не прикончил Дона Сезара при любом исходе их соперничества за Маритану вспомним-ка момент из «Алатристе», «кавалер в желтом камзоле»?), да еще и позволяет дурить себя всем от простонародья до министра и Маританы с комсомльцем.
Вообще, с первых минут «Дона Сезара»-1957, несмотря на потрясающую музыку Георгия Свиридова (это вам не влезавший в каждый фильм и оттого немного однообразный, пусть и талантливый, Гладков у Фрида!), понимаешь, что картина на «Ленфильме» 57-ого года создавалась немного под влиянием неких «распоряжений сверху». Например, всего на 4 года раньше в Голливуде вышла «Саломея» со знаменитым танцем Риты Хейворт, и, наблюдая на первых минутах невыразимо прекрасную пластику Заботкиной, я начал было подозревать, что актрисе дали партийное поручение: «переплясать Хейворт». У Заботкиной все же не совсем вышло Хейворт в свои «за 30» и на шпагат падала и так «ломала» поясницу, что смотреть было восторженно-страшно. Так что танец в завязке «Дона Сезара де Базана» лишь третий по красоте среди танцев в мировом кино. Почему «третий»? Да потому, «переплясать Хейворт из «Саломеи» вышло у актрисы ЛДТ (который «Комиссаржевской») Натальи Дудинской, играющую в эпизоде роль придворной танцовщицы её «испанский» танец, на мой вкус, чем-то повторяет танец Саломеи, но вот просто красивее!
Вообще редкий случай, когда черно-белый фильм превосходит по красоте и динамичности свой более поздний, цветной, скажем - «дубль» (не уверен, допустимо ли тут слово «римейк»). Министр дон Хосе (Федор Никитин) реально всемогущ, неимоверно влиятелен. Такой не стал бы, как персонаж Дмитриева у Фрида ни с того ни с сего набрасываться на королеву в её карете! Его мрачные планы более реальны а, значит, зритель и больше беспокоится за судьбы главных героев. Маритана-Заботкина действительно яркая танцовщица, жаждущая поначалу богатств и дворцов и кроме «игры телом» прекрасно «играет лицом» - как в такую не влюбиться и королю, и последнему, обнищавшему гранду из рода де Гарофа (Честноков, даже показывая себя «идейно-близким» советскому зрителю, демократичным Доном Сезаром, ни на секунду, не в пример Боярскому, не забывает об осанке и достоинстве Гранда)!
Украшениями я бы даже сказал алмазами более позднего мюзикла были королева Лапина и "виконт" Светин. Но, если игра Светина так и осталась (да думаю и останется очень мало ценили этого редчайшего таланта актера) непревзойденной, хотя Михаил Шифман и очень классно сыграл ту же роль, то о Лапиной и разговора нет: к счастью для меня (очень любящего игру этой актрисы), в 1957 году решили обойтись без королевы. То есть о ней говорят, она мелькает в эпизодах, но ни имени актрисы, ни внешности королевы, от любви министра Хосе к которой всё и завертелось (да что за судьба у премьер министров не дают им королевы. Ришелье подтвердит!), я не помню уже сейчас, после просмотра. Пьесы не читал, но сильно подозреваю, что изменения были внесены именно в 1957 году. Потому что вместо королевы, нам показывают древнеиспанского молодого комсомольца, то и дело героически выручающего Дона Сезара в благодарность за то, что тот, в начале картины, удержал его от «непартийного» поступка: убоявшись позора, ребенок на глазах у зрителей собирался покончить жизнь самоубийством, позор-то!
Да. влияние «указаний сверху» несколько ощущается. Но, в целом, стараниями режиссера, Честнокова, Заботкиной (какое чудо её Маритана!) и, пожалуй, даже в большей степени Федора Никитина (и чуть в меньшей Николая Боярского) - фильм прекрасен. Считаю его вторым из черно-белых фильмов тех лет по высоте артистического искусства (первый конечно же, «Укрощение строптивой» с Касаткиной и Поповым). Очень рекомендую. А потом сравнить с мюзиклом Яна Фрида кстати, очень жаль, что того отчего-то нет на сайте.
А любопытно все же, что в каждом "Дон Сезаре" - по одному Боярскому. Маритану Лиза Боярская уже не сыграет, но имеенно сейчас она могла бы, нацепив усы, сыргать главного героя. Только бы папу на роль королевы не притянула!
И раньше, с удовольствием пересматривая «Дона Сезара» 1989-ого года, посмеиваясь в нужных местах и даже подпевая странной песенке про «башмаки», я ловил себя на мысли, что, то ли современники Эжена Сю Эннери и Дюмануар оказались послабее талантом не только Шекспира или Бомарше, но и великого Лопе де Веги (каждый фильм Фрида невольно сравниваешь с его «Собакой на сене»!), и в «скучных» или даже нелепых моментах картины виновата слабость пьесы. Или же сам режиссер постарев, создал хороший, но такой «средней хорошести» фильм-мюзикл.
Тут я прошу прощения у всех поклонников «Дона Сезара» с Боярским, но не сравнивать эти два фильма невозможно. Уверен, и вы станете думать так же, посмотрев кинокартину Шапиро с Ольгой Заботкиной, Честноковым (этот дон Сезар принимал участие и в работе над сценарием телеспектакля) и Федором Никитиным. Предупреждаю сразу: сравнения мои будут не в пользу мюзикла с Боярским. Впрочем, и в этом «Доне Сезаре де Базане» есть свой Боярский Николай, дядя д"Артаньяна, - играет короля. И тут один из немногих плюсов более нового фильма там Карл Второй Юрия Богатырева просто бесподобен, здесь же он немного «выдержан в духе соцреализма»: туповат, жесток (тогда почему не прикончил Дона Сезара при любом исходе их соперничества за Маритану вспомним-ка момент из «Алатристе», «кавалер в желтом камзоле»?), да еще и позволяет дурить себя всем от простонародья до министра и Маританы с комсомльцем.
Вообще, с первых минут «Дона Сезара»-1957, несмотря на потрясающую музыку Георгия Свиридова (это вам не влезавший в каждый фильм и оттого немного однообразный, пусть и талантливый, Гладков у Фрида!), понимаешь, что картина на «Ленфильме» 57-ого года создавалась немного под влиянием неких «распоряжений сверху». Например, всего на 4 года раньше в Голливуде вышла «Саломея» со знаменитым танцем Риты Хейворт, и, наблюдая на первых минутах невыразимо прекрасную пластику Заботкиной, я начал было подозревать, что актрисе дали партийное поручение: «переплясать Хейворт». У Заботкиной все же не совсем вышло Хейворт в свои «за 30» и на шпагат падала и так «ломала» поясницу, что смотреть было восторженно-страшно. Так что танец в завязке «Дона Сезара де Базана» лишь третий по красоте среди танцев в мировом кино. Почему «третий»? Да потому, «переплясать Хейворт из «Саломеи» вышло у актрисы ЛДТ (который «Комиссаржевской») Натальи Дудинской, играющую в эпизоде роль придворной танцовщицы её «испанский» танец, на мой вкус, чем-то повторяет танец Саломеи, но вот просто красивее!
Вообще редкий случай, когда черно-белый фильм превосходит по красоте и динамичности свой более поздний, цветной, скажем - «дубль» (не уверен, допустимо ли тут слово «римейк»). Министр дон Хосе (Федор Никитин) реально всемогущ, неимоверно влиятелен. Такой не стал бы, как персонаж Дмитриева у Фрида ни с того ни с сего набрасываться на королеву в её карете! Его мрачные планы более реальны а, значит, зритель и больше беспокоится за судьбы главных героев. Маритана-Заботкина действительно яркая танцовщица, жаждущая поначалу богатств и дворцов и кроме «игры телом» прекрасно «играет лицом» - как в такую не влюбиться и королю, и последнему, обнищавшему гранду из рода де Гарофа (Честноков, даже показывая себя «идейно-близким» советскому зрителю, демократичным Доном Сезаром, ни на секунду, не в пример Боярскому, не забывает об осанке и достоинстве Гранда)!
Украшениями я бы даже сказал алмазами более позднего мюзикла были королева Лапина и "виконт" Светин. Но, если игра Светина так и осталась (да думаю и останется очень мало ценили этого редчайшего таланта актера) непревзойденной, хотя Михаил Шифман и очень классно сыграл ту же роль, то о Лапиной и разговора нет: к счастью для меня (очень любящего игру этой актрисы), в 1957 году решили обойтись без королевы. То есть о ней говорят, она мелькает в эпизодах, но ни имени актрисы, ни внешности королевы, от любви министра Хосе к которой всё и завертелось (да что за судьба у премьер министров не дают им королевы. Ришелье подтвердит!), я не помню уже сейчас, после просмотра. Пьесы не читал, но сильно подозреваю, что изменения были внесены именно в 1957 году. Потому что вместо королевы, нам показывают древнеиспанского молодого комсомольца, то и дело героически выручающего Дона Сезара в благодарность за то, что тот, в начале картины, удержал его от «непартийного» поступка: убоявшись позора, ребенок на глазах у зрителей собирался покончить жизнь самоубийством, позор-то!
Да. влияние «указаний сверху» несколько ощущается. Но, в целом, стараниями режиссера, Честнокова, Заботкиной (какое чудо её Маритана!) и, пожалуй, даже в большей степени Федора Никитина (и чуть в меньшей Николая Боярского) - фильм прекрасен. Считаю его вторым из черно-белых фильмов тех лет по высоте артистического искусства (первый конечно же, «Укрощение строптивой» с Касаткиной и Поповым). Очень рекомендую. А потом сравнить с мюзиклом Яна Фрида кстати, очень жаль, что того отчего-то нет на сайте.
А любопытно все же, что в каждом "Дон Сезаре" - по одному Боярскому. Маритану Лиза Боярская уже не сыграет, но имеенно сейчас она могла бы, нацепив усы, сыргать главного героя. Только бы папу на роль королевы не притянула!