Пресные инсургенты.
Фор (Тео Джеймс), Трис (Шейлин Вудли) и их спутники после бегства из города приют находят во фракции Дружелюбие. Передышка, однако, недолгой оказывается. Войска вскоре находят беглецов, и они запрыгивают вновь на поезд, чтобы до убежища безфракционных добраться, которыми командует, как выясняется, Эвелин (Наоми Уоттс), мать Фора, когда-то свою смерть сымитировавшая, чтобы от жестокого мужа сбежать. В это время Джанин (Кейт Уинслет), глава эрудитов, устройство, в котором находится послание... Читать полностью
Фор (Тео Джеймс), Трис (Шейлин Вудли) и их спутники после бегства из города приют находят во фракции Дружелюбие. Передышка, однако, недолгой оказывается. Войска вскоре находят беглецов, и они запрыгивают вновь на поезд, чтобы до убежища безфракционных добраться, которыми командует, как выясняется, Эвелин (Наоми Уоттс), мать Фора, когда-то свою смерть сымитировавшая, чтобы от жестокого мужа сбежать. В это время Джанин (Кейт Уинслет), глава эрудитов, устройство, в котором находится послание основателей города, вскрыть пытается. Но доступ к нему получить может только «абсолютный дивергент», который пройти способен виртуальные испытания всех пяти фракций.
В книге с названием «Инсургент», которое переводится попросту как «Повстанец» происходит продолжительное противостояние между военно-научной хунтой, захватившей власть, и бунтовщиками, в ходе которого боевого опыта набираются юные герои и превращаются постепенно из «зелёных» революционеров в опытных командиров, которые навязывают свою игру противнику.
Подобное уже было в «Звёздных войнах», и сходным образом устроена вторая книга из цикла «Дивергент» Вероники Рот, хотя, разумеется, во второй книге совершенно другие события описываются. Если в начале романа Фор и Трис от врагов прячутся и бегством спасаются, то в кульминации Трис и её новые и старые союзники в штаб-квартиру Эрудитов проникают, захватывают её, пленников освобождают и доступ получает к записям, которые скрыть от них пыталась Джанин. Таким образом, девочка женщиной становится и в военном смысле, а не только в сексуальном.
Так происходит в книге, а экранизация кинокартины иначе устроена, не так, как роман. Кинолента Роберта Швентке сокращает и упрощает сюжет очень существенно, и в результате Трис практически не растёт по ходу действия фильма. Она не возглавляет никого, хитрых планов не придумывает, против хунты фракции объединить толком не пытается. Точно такая же история с Фором. Хотя в киноленте и говорят, что он является лидером Бесстрашных, которые противостоят Эрудитам, но это абсолютно не чувствуется, потому что почти нет сцен в кинофильме, где бы он себя вёл как командир. Конечно, они оба личный героизм проявляют, но они на то и бесстрашные, чтобы в бой бросаться смело. И зрителю известно ещё по первой части, что и Фор, и Трис и в перестрелке, и в схватке рукопашной неукротимы. И их поведение во второй части – это только довольно-таки скучное повторение прошлого, без продвижения вперёд.
Также во второй части нет новых интересных противников, злодеи в фильме остались всё те же, хорошо уже знакомые зрителю, с их прежними слабыми и сильными сторонами. Ситуацию не скрашивают и новые положительные персонажи. Даже роль Эвелин, в сущности, является только представлением героини, которая делает мало чего в ленте «Дивергент, глава 2: Инсургент». Возможно, она будет главным героем «Аллигента», который планируется быть двухсерийным заключением киноцикла. Участие Наоми Уоттс в ленте фактически к продолжительной эпизодической роли сводится.
В картине бои камерные, короткие, довольно жалкие, но яростные, особенно яростная рукопашная схватка происходит в поезде. Масштабных же сцен боевых и трюков крутых, кроме пары эффектных, но, несомненно, неправдоподобных виртуальных кинофрагментов, нет. Когда идут в бой подразделения, солидные по численности, то они, если картине верить, победу одерживают мгновенно, без штурма продолжительного и побоищ увлекательных. Кажется, что бюджет весь был потрачен на компьютерную декорацию горящего дома, летающего по воздуху, чтобы в трейлере показать было что.
Итак, между редкими и непродолжительными боями и рукопашными схватками почти как туристы бродят главные герои по фракциям, обнимаются по углам, обсуждают семейную прошлую жизнь Фора, которому пришлось жить, после того, как мать бросила его, с отцом-мерзавцем, признаются публично в своих чувствах друг другу. Трис мучается сильно из-за того, что от её руки и ради неё люди невинные погибли, и переживания эти являются чуть ли не единственным драматическим моментом фильма. Зрители собирались посмотреть инсургенцию, но они видят лишь героиню, которая себя простить не может никак.
Можно, конечно, сказать, что это фильм женский, а не мужской, и поэтому душевные терзания Трис зрительницам и ближе, и интереснее видеть, чем навороты военно-политические, которые были написаны в романе Рот. Но тогда надо было бы хотя бы создать любовный треугольник, чтобы женская аудитория попереживала бы за Трис. Фильм же в плане романтическом хорош тем, что Фор подтверждает постоянно, что он – мужик настоящий, любящий Трис искренне, всегда готов поддержать её и постоять за неё. Но эти твёрдые, непоколебимые чувства полностью искореняют драматизм в отношениях героев, и романтическая линия, как и другие некоторые сюжетные линии картины, кажется её эпилогом затянувшимся, а не продолжением картины.
А сюжетный ход, связанный с коробкой, в котором находится послание основателей, является выдумкой сценаристов, причём выдумкой неудачной, потому что она Трис превращает в подопытного кролика Джанин. Аналогичный ход в книге находится в начале повествования, и он показывает, что Трис в это время недостаточно ещё сильна, чтобы свою игру вести, на которую она, став сильной, будет способна в конце романа. А в картине же это кульминация, и получается, что главная героиня до самого конца игрушкой в руках противницы своей остаётся.
Фильм, к сожалению, мало впечатляет. Ни положительные, ни отрицательные персонажи мало зрителя заинтересовывают, слишком уж всё в этом фильме пресно.