Фильм о том, как сами эстонцы донесли в КГБ на своего же эстонца.
Включив фильм и услышав, что Эстония была оккупирована Советским Союзом, выключила, потому что надоело смотреть фильмы, где всячески обливают грязью СССР, а значит прошлое моей страны. Но любопытство всё же победило, и я отважилась посмотреть эту картину. Да и понять, как же реального фехтовальщика Энделя Нелиса, о котором я вообще никогда ничего не слышала, гнобила советская власть, а он, оказывается, спокойно дожил до 1993 года целым и невредимым и умер своей смертью в шестьдесят восемь лет.
... Читать полностью
... Читать полностью
Включив фильм и услышав, что Эстония была оккупирована Советским Союзом, выключила, потому что надоело смотреть фильмы, где всячески обливают грязью СССР, а значит прошлое моей страны. Но любопытство всё же победило, и я отважилась посмотреть эту картину. Да и понять, как же реального фехтовальщика Энделя Нелиса, о котором я вообще никогда ничего не слышала, гнобила советская власть, а он, оказывается, спокойно дожил до 1993 года целым и невредимым и умер своей смертью в шестьдесят восемь лет.
Информации о том, был ли призван в конце Второй мировой войны, родившийся в 1925 году Эндель, в ряды фашистской армии, убивал ли он советских солдат или дезертировал из армии, я не нашла. Но в аннотации к фильму написано, что он основан на частичной биографии Нелиса. И, как я поняла, в фильм вошло из биографии реального прославленного эстонского фехтовальщика и отличного тренера Энделя Нелиса, только то, что он действительно работал учителем физкультуры в первой средней школе в Хаапсалу, был замечательным тренером, и именно, благодаря ему, маленький Хаапсалу стал фехтовальным центром.
Но прибыл он туда после окончания Тартуского университета в 1950 году по распределению, а не сбежал из Ленинграда, скрываясь от злодеев КГБ, как это происходит в сюжете фильма. Он учился всего два курса в Ленинградском институте физкультуры им. Лесгафта, а потом перевёлся в Тартуский университет.
А фильм-то оказывается не столько рассказывает о жестоких действиях КГБ СССР, а сколько показывает гнусных доносчиков-эстонцев: герое Хендрика Тоомпере, директоре школы, и герое Яака Принтса, помощника директора. Именно они на героя Мярта Аванди, учителя Энделя, собирают компрометирующую его информацию и отправляют в КГБ. А вот русский друг Алексей (Кирилл Кяро), наоборот, показан хорошим человеком, пытающимся не только спасти Энделя от ареста, но и помогает ему организовать кружок фехтования в школе, присылая в школу подержанные маски, рапиры и нагрудники.
Ну и как после такого доноса должны были поступить в КГБ?
Игра артистов превосходная. Особенно хорошо сыграл, конечно, Мярт Аванди. Он показал и беспокойство, и страх, и решительность своего героя. Для него было гораздо важнее выглядеть в глазах детей, которых он начал тренировать, достойным человеком, чем своё личное благополучие, которое может закончиться самым печальным образом. Хендрик Тоомпер и Яак Принтс, настолько хорошо играли, что у любого зрителя вызовут презрение к их героям. И игра Лийзы Коппель, сыгравшая маленькую Марту (только непонятно, почему она на «ты» обращалась к учителю?), и Йоонаса Коффа, игравшего Яана, была великолепна. Интересно было наблюдать, как из неуверенных, неуклюжих детей, сначала боявшихся, что у них ничего не получится, появлялись навыки успешных фехтовальщиков.
Так что, первую фразу, с которой начинается фильм, не стоило вставлять в фильм, тем самым желая вызвать у западного мира очередную ненависть к России, как к преемнике СССР. Но, видимо, именно благодаря этой фразе, режиссёр Клаус Хяре и сценарист Anna Heinmaa, надеялись, что их лента «Фехтовальщик» получит награду.
Ведь уже многие заметили, что похвалы и премии получают те люди, которые что-то негативное снимают, печатают, и чаще всего нагло врут о Советском Союзе, выставляя его просто сверх агрессивным монстром для всего человечества, забывая, что именно он спас западный мир от фашизма. И почему-то совсем не хотят верить, что в СССР, и теперь в России живут обыкновенные люди, которые совсем не хотят войны, но и не хотят, чтобы о них западный мир вытирал ноги и их безжалостно пытался втоптать в грязь, обрушивая экономику. А на западе рады тому, что своими действиями причиняют вред простым российским людям. Очень жаль, что главным в политике запада и Америки стал принцип: нам хорошо, когда России плохо.
Информации о том, был ли призван в конце Второй мировой войны, родившийся в 1925 году Эндель, в ряды фашистской армии, убивал ли он советских солдат или дезертировал из армии, я не нашла. Но в аннотации к фильму написано, что он основан на частичной биографии Нелиса. И, как я поняла, в фильм вошло из биографии реального прославленного эстонского фехтовальщика и отличного тренера Энделя Нелиса, только то, что он действительно работал учителем физкультуры в первой средней школе в Хаапсалу, был замечательным тренером, и именно, благодаря ему, маленький Хаапсалу стал фехтовальным центром.
Но прибыл он туда после окончания Тартуского университета в 1950 году по распределению, а не сбежал из Ленинграда, скрываясь от злодеев КГБ, как это происходит в сюжете фильма. Он учился всего два курса в Ленинградском институте физкультуры им. Лесгафта, а потом перевёлся в Тартуский университет.
А фильм-то оказывается не столько рассказывает о жестоких действиях КГБ СССР, а сколько показывает гнусных доносчиков-эстонцев: герое Хендрика Тоомпере, директоре школы, и герое Яака Принтса, помощника директора. Именно они на героя Мярта Аванди, учителя Энделя, собирают компрометирующую его информацию и отправляют в КГБ. А вот русский друг Алексей (Кирилл Кяро), наоборот, показан хорошим человеком, пытающимся не только спасти Энделя от ареста, но и помогает ему организовать кружок фехтования в школе, присылая в школу подержанные маски, рапиры и нагрудники.
Ну и как после такого доноса должны были поступить в КГБ?
Игра артистов превосходная. Особенно хорошо сыграл, конечно, Мярт Аванди. Он показал и беспокойство, и страх, и решительность своего героя. Для него было гораздо важнее выглядеть в глазах детей, которых он начал тренировать, достойным человеком, чем своё личное благополучие, которое может закончиться самым печальным образом. Хендрик Тоомпер и Яак Принтс, настолько хорошо играли, что у любого зрителя вызовут презрение к их героям. И игра Лийзы Коппель, сыгравшая маленькую Марту (только непонятно, почему она на «ты» обращалась к учителю?), и Йоонаса Коффа, игравшего Яана, была великолепна. Интересно было наблюдать, как из неуверенных, неуклюжих детей, сначала боявшихся, что у них ничего не получится, появлялись навыки успешных фехтовальщиков.
Так что, первую фразу, с которой начинается фильм, не стоило вставлять в фильм, тем самым желая вызвать у западного мира очередную ненависть к России, как к преемнике СССР. Но, видимо, именно благодаря этой фразе, режиссёр Клаус Хяре и сценарист Anna Heinmaa, надеялись, что их лента «Фехтовальщик» получит награду.
Ведь уже многие заметили, что похвалы и премии получают те люди, которые что-то негативное снимают, печатают, и чаще всего нагло врут о Советском Союзе, выставляя его просто сверх агрессивным монстром для всего человечества, забывая, что именно он спас западный мир от фашизма. И почему-то совсем не хотят верить, что в СССР, и теперь в России живут обыкновенные люди, которые совсем не хотят войны, но и не хотят, чтобы о них западный мир вытирал ноги и их безжалостно пытался втоптать в грязь, обрушивая экономику. А на западе рады тому, что своими действиями причиняют вред простым российским людям. Очень жаль, что главным в политике запада и Америки стал принцип: нам хорошо, когда России плохо.