«Заставь их любить своего внутреннего идиота» (с)
Можно по-разному относиться к датскому режиссёру Ларсу фон Триеру, но его фильмы, созданные по его же сценарию, и ненавидящих его творчество, и восхищающихся им не оставляют равнодушными.
Вот и этот фильм относится к таким же неоднозначным фильмам, вызывающим у зрителей споры.
В сюжете фильма рассказывается о группе не очень уж и молодых людей, поселившихся в превосходном загородном доме дяди Стоффера (дядю представляет артист Эрик Ведерсёэ), который предложил племяннику его продать....
Читать полностью
Можно по-разному относиться к датскому режиссёру Ларсу фон Триеру, но его фильмы, созданные по его же сценарию, и ненавидящих его творчество, и восхищающихся им не оставляют равнодушными.
Вот и этот фильм относится к таким же неоднозначным фильмам, вызывающим у зрителей споры.
В сюжете фильма рассказывается о группе не очень уж и молодых людей, поселившихся в превосходном загородном доме дяди Стоффера (дядю представляет артист Эрик Ведерсёэ), который предложил племяннику его продать. Идеологом и лидером группы является Стоффер (Йенс Альбинус). Он, поселившись в этом коттедже вместе с друзьями-единомышленниками, всячески препятствуя продаже дома, образовали в нём коммуну, целью которой стало раскрыть в себе «внутреннего идиота», то есть начать вести себя так, как ведут себя сумасшедшие люди. Притворяются они душевнобольными не только, находясь в этом особняке, но и в местах общественных.
Во время посещения кафе двух «идиотов» вместе с сопровождающей их Сюзанной (её воплощает на экране Анна Луиза Хассинг), которая, кстати, никогда не имитирует идиотку, они, притворяясь идиотами, пристают к людям, сбрасывают посуду, что, конечно, вызывает недовольство и хозяина заведения, и посетителей. А вот Карен, которую играет Бодил Йоргенсен, к ним проникается симпатией и едет с ними в этот загородный дом.
Участники эксперимента ходят в лес, устраивают посещение фабрики, идут купаться в общественный бассейн, продают безделушки, которые они сами сделали. И везде выставляют себя полными идиотами. Этим они как бы выражают бунт против общества с его моральными ценностями, с его стереотипами, сковывающими свободу человека. И своими безобразными, неадекватными выходками они гордятся, потому что считают, что таким образом они дают пощёчину политкорректному обществу.
Мне такое ребячество богатых людей, которые могут себе позволить не работать, а праздно существовать, игра в идиотов, показалась глупейшим дуракавалянием. Но смотреть было любопытно, как они представляют действия умственно отсталых в тех или иных условиях. И, как мне показалось, что некоторые из играющих почти что действительно сходят с ума. Это относится к Йеппе (Николай Ли Кос), который действительно вёл себя как умалишённый, когда за Жозефиной (Луизе Миеритц), которую он полюбил, а она оказалась действительно больной, приехал забрать из коммуны её отец (Андерс Хове).
Но, конечно, они могут дурачиться, когда они все вместе, ведь хорошо в компании «идиотов» быть идиотом. Кто из нас, конечно, в разумных пределах не дурачился в компании своих ровесников? Но разве можно разыгрывать из себя идиота на своей работе или в семье? Ясное дело, что такая имитация приведёт к увольнению и к обращению к психиатру. И это явно доказывается тем, что никто из игроков не согласился на такой эксперимент. Только Кармен согласилась на придуривание перед своей семьёй. Но разве этим она продемонстрировала свободу, освободила своего «внутреннего идиота»? Мне показалось, что она оставалась в этой коммуне две недели лишь для того, чтобы убежать от реальности, от свалившегося на неё горя. И, демонстрируя перед членами своей семьи себя идиоткой, она не боялась семью потерять, потому что самое дорогое она уже потеряла. Поэтому поступок Карен вызывает лишь жалость.
Вообще-то в своих фильмах Ларс Триер пытается показать недостатки, свойственные людям, которых они стыдятся. В «Элементе преступления» он приводит зрителя к выводу, что в каждом человеке есть предрасположенность к злу, которое, выйдя наружу, может овладеть им так, что он станет преступником. В этом же фильме, на мой взгляд, Ларс фон Трир показал, насколько любит человек оправдывать свои действия, причём ничем не постесняется ради этого. Ведь здесь персонажи картины совершают постыдные поступки, но оправдываются тем, что, мол, мы играли.
Естественно, фильм заставляет зрителя задуматься над многим. Есть ли действительно в тебе внутренний идиот, способен ли он проявиться, выйти наружу, и ты действительно станешь идиотом или сможешь контролировать этого идиота? Да и нужно ли это делать? Зачем? А что если все начнут так играть? Бить посуду, устраивать групповой секс, демонстрировать свой половой член в женском душе, бить стёкла, бегать голыми по улицам, кататься на лыжах по траве, то есть все откажутся от принятых стереотипов поведения, прекратят соблюдать все разумные правила приличия, начнут через все нормы переступать. Во что превратится тогда наше общество?
Фильм демонстрирует кривляние взрослых людей, цинично, таким образом, взламывающих систему сложившихся ценностей и получающих удовольствие от этого. Прикидываться идиотом – это, по сути, ещё один способ голову зарыть в песок и уйти в результате от реальности. Эти люди ищут новый способ, чтобы на обществе паразитировать, которое, конечно, не идеальное, но оно что-то производит, благодаря чему общество живёт и развивается. А эти экспериментаторы хотят, придуриваясь, использовать достижения этого общества и в то же время его пытаются разрушить, потому что люди в этом обществе живут, по их мнению, не так, как надо, не так, как они бы хотели.
Только мне осталось непонятным, что же хотел сказать этим фильмом Ларс Триер? То ли он показывает несуразность этого эксперимента, то ли он за то, чтобы выпускать своего «внутреннего идиота», разрушать все условности и жить свободно, как тебе хочется, не обращая внимания на окружающих? Но, видимо, фон Триер и сам толком не определился, поэтому лента про образованных хулиганов, пытающихся изобрести новую идеологию, показалась мне пустышкой. Когда мы говорить начинаем об отрешённости от суеты мирской, о желании за рамки задавливающей морали выйти, то возникает опасность перескочить всякие рамки, что и получилось при создании этого фильма.
И к тому же снятие фильма как псевдодокументального с появлением оператора и микрофона в кадре не создаёт её цельности и вызывает раздражение, потому что репортажная съемка с игрой артистов не стыкуется, хотя артисты играют хорошо, но иногда переигрывают.
И мне показалось, что претенциозный Триер, сняв иронический фильм-насмешку, пытается убедить, что это и есть шедевр мирового масштаба.
В 1998 году на Каннском фестивале этот фильм вызвал скандал и по поводу сексуальных откровенных сцен, и по поводу поднимаемой темы.
Ларса Триера назвали циником, играющим в революционность, и обвинили в самораскрутке, пытающегося убедить зрителя – посмотрите какой скандальный я и киноленточка моя.
"Что же до Третьей гибридной топики [имеется в виду: паттерны безумия (бессознательное) + виртуальные практики], то к ней, очевидным образом, принадлежат сновидения. Теснейшая и насыщенная связь содержания сновидений с паттернами бессознательного - одна из основных тем психоанализа; с другой стороны, сравнительно с наличной реальностью, реальность сна с полным основанием может рассматриваться как недовоплощенная, недоактуализованная - если угодно, здесь перед нами один из самых наглядных, чистых примеров виртуальной реальности. [...] Нетрудно увидеть, что эти имитационные или миметические стереотипы «путешествия», «примерки», разыгрывания, инсценирования вполне приложимы также и к феноменам безумия, и в реальности наших дней мы найдем множество таких приложений. «Недовоплощенное безумие» включает в себя спектр явлений, различающихся по степени отрефлектированности, эмоционально-психологической окраске и т.п.: здесь слабоумие, «придуривание» (синоним «разыгрываемого безумия»), стратегии с элементами юродства и скоморошества... Весь этот спектр неплохо охватывается термином «идиотия», понятым обобщенно-собирательно; и данная топика может быть названа топикой идиотии. Дополнительное оправдание термина - в том, что он уже широко принят в современной арт-критике и трансавангардном искусстве (ср.: «Идиотизм... традиционен в современной культуре, являясь в ней своеобразным Гольфстримом»). Отметим тут глубокую характеристику феномена как теплого течения: виртуальное безумие, свободное от опасностей и страданий подлинного, может быть поистине притягательно, и это уже показал блестяще фон Триер в своих «Идиотах». Сегодня Гольфстрим идиотии все шире разливается в искусстве и жизни, и у каждого читателя тут найдутся свои примеры". Конец цитаты.
Как я понял, Триер, будучи художником, вот этот вот усиливающийся тренд идиотии в жизни* и изображает.
* Именно в жизни. Ведь от объектов искусства менее трудно дистанцироваться, чем от самой жизни.
Особенно интересным кино будет людям, заинтересованным в перформансе и театре и какая грань между родом занятий и поведением, источником которой является собственный характер / роль.
Точное использование клише, кроме окончания. Но такова судьба жанра. И очень хорошие вопросы задает такой простой фильм.
Обязательно стоит его посмотреть.